Биография
Юный выпускник филфака ЛГУ Игорь Сечин вряд ли мог представить, что его жизнь будет связана с нефтью. Отслужив после вуза два года в армии, в 1986 году он уехал в Мозамбик — переводчиком в объединении «Техноэкспорт» от Министерства внешней торговли СССР, потом его послали военным переводчиком в Анголу.
Но охваченная гражданской войной Ангола не привлекла молодого филолога, и уже в 1988-м он вернулся на родину, устроился инструктором в управление внешнеэкономических связей исполкома Ленгорсовета. А в 1991-м перешел в мэрию Петербурга, где спустя пару лет получил пост начальника аппарата первого заместителя мэра — председателя комитета по внешним связям Владимира Путина.
С тех пор их пути не расходились. До 2012 года, пока Сечин не возглавил государственную компанию «Роснефть», он ведал внешней и российской экономикой в разных госструктурах: в управлении внешних экономических связей управления делами президента РФ, в главном контрольном управлении президента, в администрации президента, в аппарате правительства. С 2008-го по 2012 год — пока Дмитрий Медведев держал место президента для Путина, а тот возглавлял Правительство России, — Игорь Сечин был вице-премьером РФ. И все это, надо заметить, — без экономического образования, исключительно на таланте.
Еще в конце 1990-х Сечин внезапно увлекся нефтью — настолько серьезно, что в 1998-м даже защитил в Горном университете кандидатскую диссертацию «Экономическая оценка инвестиционных проектов транзита нефти и нефтепродуктов». Хотя до сих пор судьба его с углеводородами не сводила. Впрочем, как и Путина, защитившегося в 1997-м по теме «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений». Но оба справились блестяще — благодаря руководству ректора Горного университета Владимира Литвиненко, по совместительству — бессменного руководителя предвыборного штаба Путина.
Вообще Сечин умеет добиваться цели. Например, захотел он сделать «Роснефть» крупнейшим в мире производителем нефти и газа — и в 2013-м, всего через год после своего прихода в эту компанию, добился этого, без проблем поглотив ТНК-BP. Причем сделка состоялась на пике нефтяных цен, поэтому госкомпания заплатила за покупку $56 млрд, в то время как всего через три года, когда цены на энергоресурсы рухнули, вся «Роснефть» стоила уже лишь $46 млрд.
Потом Сечину приглянулась «Башнефть» — и суд признал, что «АФК-Система» Владимира Евтушенкова, потратившая на покупку «Башнефти» $2,5 млрд, получила компанию незаконно. «Башнефть» перешла в собственность государства, у которого государственная же «Роснефть» купила эту компанию за 330 млрд рублей — в 1,5 раза дороже рыночной цены. Причем без торгов. А возражавший против сделки экс-министр экономики Алексей Улюкаев в 2016 году оказался в тюрьме по обвинению в вымогательстве у Сечина взятки $2 млн. Хотя ни одного доказательства этого не было. Кроме показаний самого Сечина.
Вот такой волевой и целеустремленный человек Игорь Иванович Сечин.
По оценке Forbes, в 2012 году Сечин занимал третье место в рейтинге самых высокооплачиваемых топ-менеджеров России с годовым доходом в $25 млн. В 2013-м журнал оценил доход менеджера в $50 млн, и Сечин возглавил рейтинг. Глава «Роснефти» опротестовал эту информацию в суде, и в 2014 году рейтинг обошелся без упоминания Сечина. В 2015-м Forbes оценил его годовой доход в $17,5 млн (третье место). В 2016 году оценка составила $13 млн, но рейтинг не был опубликован, Forbes вообще отказался от этого проекта.