Переговоры Организации стран-экспортеров нефти и примкнувших к ним сателлитов (ОПЕК+) по сокращению нефтедобычи, начавшиеся 6 декабря в Вене, затянулась на два дня, из-за того что стороны не могли договориться об объемах сокращения.
Россия согласилась сократить добычу на 200 тыс. баррелей в день, хотя не планировала этого, но Саудовская Аравия настаивала, чтобы РФ снизила добычу на 300 тыс. баррелей в день. Министр энергетики РФ Александр Новак готов был согласиться на 150 тыс. баррелей.
Страсти так накалились, что Новаку пришлось прямо с саммита лететь в Петербург на заседание Высшего Евразийского экономического совета (его проводил Владимир Путин), чтобы попросить у президента разрешения на большие уступки. Путин оказался не против.
Радикальный выход
Стороны договорились о сокращении добычи нефти с 2019 года на 1,2 млн баррелей в день. Хотя это было очень непросто. Иран и вовсе противился сокращению: в ноябре из-за санкций США он снизил добычу на 310 тыс. баррелей в день, до 2,98 млн баррелей. Для Ирана сделали поблажку, Ливии и Нигерии тоже пошли на уступки. Радикальные меры предпринял Катар: он вышел из ОПЕК.
Министр нефти Ирака Тамер аль-Гадбан уточнил, что каждая страна, входящая в ОПЕК+, сократит добычу примерно на 3% объема добычи в октябре 2018-го.
Радость к нам приходит
Долгожданное известие о сокращении добычи подстегнуло нефтяные котировки. Цена барреля Brent взлетела больше чем на 5%, до $63,27. Курс рубля поскакал вслед за нефтью. Доллар потерял в цене на Московской бирже 0,63 рубля, опустившись до 66,23 рубля. А цена евро снизилась на 68 копеек, до 75,42 рубля.
Отказываться от соглашения России нет смысла: любой объем сокращения, даже на минимальные 600 тыс. баррелей в день (в совокупности по всем странам ОПЕК+), будет воспринят трейдерами как позитивный сигнал — и цены снова пойдут в рост. Но ненадолго, считает аналитик ИК «Доходъ» Владимир Киселев. Уже в конце первого квартала 2019 года цены вернутся к значениям $50-60 за баррель — и останутся на этом уровне.
Впрочем, это преждевременная радость, которая может обернуться болью и слезами простым россиянам. Сокращение нефтедобычи приведет к уменьшению темпов роста экономики России, предупреждают аналитики «Райффайзенбанка».
«Для поддержания темпов роста промышленности и экономики (при прочих равных) России необходимо увеличивать добычу нефти. Даже если ее не сокращать, а зафиксировать на уровне конца 2018 года, темпы роста ВВП все равно замедлятся в середине года. При этом ограничение добычи при прочих равных поддержит цены на нефть, а значит, и накопление валютных резервов, что в текущей ситуации для правительства является более приоритетной краткосрочной задачей, чем экономический рост», — полагают аналитики банка.
Жертвы сокращения
Сокращение добычи идет вразрез с планами российских нефтяников. Например, «Газпром нефть» еще 5 декабря сообщила о намерении увеличить нефтедобычу до 70 млн тонн к 2020 году (в 2017 году компания добыла 41 млн тонн). Глава «Лукойла» Вагит Алкеперов осторожно заметил, что сокращать добычу зимой проблематично.
Снижение нефтедобычи зимой вполне возможно — вот только «Лукойл» не хочет в нем участвовать, полагает Киселев. «В первой половине года, может быть, договоренности будут соблюдены — но это краткосрочно», — говорит Киселев. Нефтяники смогут урезать добычу, сохраняя прежний уровень поставок черного золота на рынок за счет резервов, накопленных за период наращивания добычи в 2018-м. Но после этого компании вновь начнут добывать больше, полагает аналитик.
Добыча нефти в России, млн тонн
- 2016 год — 547,4
- 2017 год — 546,8
Источник: ЦДУ ТЭК
Мир не хочет высоких цен!
Главный противник сокращения добычи нефти — президент США Дональд Трамп. «Надеюсь, ОПЕК сохранит свои потоки без сокращений. Миру не нужна дорогая нефть, он не хочет высоких цен!» — заявил Трамп в Twitter 5 декабря.
Американский лидер утверждает, что именно он снизил цены черного золота в ноябре, «жестко поговорив» по телефону с властями Саудовской Аравии. Правда это или нет, но США сыграли значительную роль в снижении цен, нарастив добычу до рекордных 11,7 млн баррелей в сутки за последние несколько месяцев. Технически у США есть возможность наращивать добычу и дальше, компенсируя сокращение предложения нефти ОПЕК и снижая цены.
Все страны сейчас заинтересованы в нахождении ценового статус-кво, выгодного и импортерам, и экспортерам сырья. «Слишком низкие цены на нефть ударят по таким гигантам, как ExxonMobil, а также по производителям сланцевой нефти», — резюмирует аналитик «Инвестиционного холдинга ФИНАМ» Сергей Дроздов.