СПРАВКА
Налог на добавленную стоимость (НДС) — это форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги. То есть дополнительная надбавка к конечной стоимости товара. Его покупатель компенсирует продавцу в момент совершения покупки (сделки). При этом юридически плательщиком НДС является продавец.
Впервые в мире в 1954 году предложил ввести НДС глава Министерства экономики, финансов и промышленности Франции Морис Лоре. После Франции налог стали вводить и другие государства. Сейчас он действует почти в 140 странах мира. В России — с 1992 года. В 2017 года бюджет РФ получил доход от НДС в размере 5,1 трлн рублей — 34% всех доходов федеральной казны.
Предлагаемое Правительством РФ повышение ставки НДС в 2019 году с 18% до 20% не сделает Россию мировым лидером по величине этого налога. МГ проанализировала, какие ставки НДС в других странах, и выяснил, что ставка в России соответствует среднемировому уровню (см. таблицу «Ставки НДС в разных странах мира»). Самый большой НДС в мире — в Венгрии (27%), самый низкий — в Андорре (4,5%). В большинстве стран ставка колеблется в районе 20-22%, отмечают в компании Ernst&Young.
В некоторых странах нет НДС, его заменяют другие виды аналогичных налогов — в частности, налог с продаж. Например, в Канаде ставки налога с продаж 5-6%, в Австралии — 10%, в Японии — 8%, в США — от 2% до 15% в зависимости от штата.
Но эти страны исключение, в большинстве мировых государств НДС существует, причем в последние годы почти везде растет. А государства, которые ранее не взимали такой налог, вводят его: например, в ОАЭ и Саудовской Аравии он появился с 1 января 2018 года и составляет 5%, готовятся к появлению такого налога Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман.
В борьбе с долгами
Повышение НДС — распространенный способ наполнения бюджета, используемый обычно в странах с высоким уровнем бюджетного дефицита и государственного долга, отмечают аналитики Промсвязьбанка. В начале 2010-х почти все европейские страны охватил долговой кризис, начавшийся в Греции и Ирландии и распространившийся практически на всю зону евро. Страны ЕС принимали комплексные меры борьбы с ростом внешнего долга, многие использовали увеличение НДС в качестве одного из источников пополнения бюджета. Но все с разным успехом. Повышение НДС — не панацея, успех зависит от правильного выбора других экономических рычагов, от уровня коррупции в стране, от размера теневой экономики, говорят эксперты. В любом случае увеличение НДС, как правило, замедляет экономический рост в стране в первые год-два после введения этой меры. Потом ситуация может выправиться, если остальные реформы были выбраны удачно.
Например, Великобритания за последние 8 лет дважды повышала НДС: в 2010 году он увеличился с 15% до 17,5%, а затем в 2011-м — до 20%. За счет резкого повышения коалиционный кабинет консерваторов и либерал-демократов, возглавляемый бывшим британским премьером Дэвидом Кэмероном, собрал £13 млрд для борьбы с рекордным внутренним долгом страны, достигшим £23,3 млрд — в 5 раз больше ВВП страны.
Британским властям удалось выправить бюджетную ситуацию, но довольно дорогой ценой: инфляция в 2011 году выросла на 0,64% против уровня 2010 года и составила 4,28%, объем потребления товаров и услуг в стране упал почти на £3 млрд, расходы средней британской семьи увеличились на £389 за 2011 год. Закрылось около 9 тыс. магазинов, сократились инвестиции, безработица поднялась с 7,9% до 9%.
В январе 2012 года экс-президент Франции Николя Саркози объявил о намерении повысить НДС с октября 2012 года на 1,6%, до 21,2%. Но окончательное решение тогда так и не было принято. Базовый уровень НДС был повышен только с 1 января 2014-го (уже при президенте Франсуа Олленде) — всего на 0,4%, до 20%. Одновременно изменились и льготные ставки: для предприятий общепита — выросли с 7% до 10%, а для торговли продуктами питания, газом и электричеством — понизились с 5,5% до 5%. В 2014 году эти меры принесли Франции дополнительные налоговые сборы в размере €6,4 млрд.
При этом Олланд отказался от идеи Саркози насчет повышения пенсионного возраста для борьбы с дефицитом Пенсионного фонда Франции, который в 2011 году составил €14 млрд, а к 2020-му прогнозировался на уровне €20 млрд евро. Пенсионный возраст вырос при Саркози с 60 лет до 62,5 и больше не увеличивался. Итогом этих мягких мер в 2014 году стало замедление инфляции: она составила лишь 0,06%, что на 0,65% меньше, чем в 2013-м. Зато французский госдолг в 2014 году превысил €2 трлн (95,1% ВВП страны). Так что существенного улучшения экономической ситуации во Франции повышение НДС не принесло.
Венгрия тоже пыталась справиться с финансовыми проблемами, увеличив НДС в 2012 году с 25% до 27%. Сейчас этот вид налога в Венгрии самый высокий в мире. На такие непопулярные меры ее заставил пойти резкий рост внешнего долга страны — с 81,17% ВВП в 2010 году до 90,4% в 2011-м. Однако принятые меры не помогли Венгрии: в 2015 году ее госдолг вырос уже до 97,51% ВВП.
Странная мера
Однако у России государственный долг низкий — $529,1 млрд на 1 января 2018 года, что составляет лишь 33% от ВВП, в то время как на 1 января 2017-го этот показатель равнялся 40% ВВП. А федеральный бюджет в 2018 году впервые за семь лет — профицитный (профицит 1-1,3% ВВП, то есть 1-1,3 трлн рублей).
«В таких случаях налоги повышать странно», — считает аналитик «Эксперт РА» Антон Табах.
Российские власти заявляют, что наполнение бюджета за счет повышения НДС требуется, чтобы выполнить очередные майские указы президента Владимира Путина — на это нужно 8 трлн рублей за 6 лет. Повышение НДС даст дополнительные отчисления за этот период почти в 4 трлн рублей, подсчитали в Правительстве РФ. При этом из-за негативного влияния роста НДС на экономику страны эффект будет существенно ниже — по разным оценкам 2-3 трлн рублей.
Но Россия вполне может справиться с проблемой наполнения бюджета для выполнения очередных майских указов президента и без повышения НДС — за счет роста мировых цен на нефть, убежден бизнес-омбудсмен Борис Титов. По его оценке, в 2018-2020 годах бюджет РФ накопит суммарный профицит в размере 2,8 трлн рублей. Но эти дополнительные доходы государство не инвестирует в стимулирование бизнеса и промышленности, не вкладывает в социальные программы, а аккумулирует на валютных счетах Минфина.
Повышение НДС на 2% ускорит инфляцию на 0,8-1%, предполагает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. А аналитики Экономической экспертной группы ожидают, что рост НДС добавит к инфляции дополнительно 1,5-2% (Центробанк РФ прогнозирует инфляцию в 2019 году на уровне 4-4,5%).
Себестоимость строительства недвижимости может вырасти на 0,5-2%, а значит, спрос на жилье сократится.
Снижение покупательской способности спровоцирует отток инвесторов. Минэкономразвития прогнозирует, что рост ВВП из-за повышения НДС в 2019 году затормозится до 1,4% (в 2018 году он составит 1,9%, считают в министерстве). А рост инвестиций замедлится до 3,1% (против 3,5% в 2018-м). Если не повышать НДС, то ВВП в 2019 году вырос бы на 2,2%, а инвестиции — до 5,6%, говорят в МЭР.
Эксперты Высшей школы экономики резюмируют: то есть если не повышать НДС, а только исполнять майские указы президента, то прогнозируемый властями рост экономики в 2019-2024 годах должен быть больше, чем 4 трлн рублей. Но раз правительство ищет дополнительные денежные источники, то оно не верит в свои же прогнозы насчет экономического эффекта от выполнения президентских указов, недоумевают эксперты.