Соглашение с Ираном предусматривает, что для сельскохозяйственных товаров, ввозимых из этого государства в страны ЕАЭС, таможенные пошлины снизят на 19% — до 13,2%, на промышленные — почти на 7%, до 15,4%. Под преференции попадут иранские овощи, фрукты, сухофрукты, строительные материалы, посуда, ковры, а также некоторые изделия из цветных металлов.
СПРАВКА
Евразийский экономический союз создан в 2014 году на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Членство в нем предусматривает свободное движение в границах ЕАЭС товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение общей или согласованной экономической политики. В 2015 году в ЕАЭС вошли Армения и Киргизия. В числе кандидатов на вступление: Таджикистан, Молдавия, Узбекистан, Монголия, Туркмения, Иран, Турция, Сирия. Тунис.
На сельхозтовары ЕАЭС, поступающие на иранский рынок, пошлины снизят более чем на 3% (до 4,7%), на промтовары — на 5% (до 4,6%). Снижение коснется мясной и масложировой продукции, отдельных видов кондитерских изделий и шоколада, а также металлов, косметики, некоторых видов электронного и механического оборудования.
Соглашение с Китаем пока не предполагает никаких преференций. Однако для отдельных видов бизнеса будут устанавливать льготы, которые стороны каждый раз будут обсуждать в индивидуальном порядке. Кроме того, бизнес через Евразийскую экономическую комиссию сможет решать спорные вопросы с китайской стороной.
Переговоры о создании зоны свободной торговли с Ираном шли пяти лет. Процесс тормозила Беларусь, которая не хотела уступать Ирану Россию как рынок сбыта молочной продукции. А также Киргизия и Армения, не желавшие пускать иранские овощи и фрукты на рынки ЕАЭС.
Однако политические мотивы победили противостояние переговорщиков: президент США Дональд Трамп 8 мая объявил о выходе из иранской ядерной программы и резком снижении объема закупок у Ирана нефти и нефтепродуктов. Договор о том, что Иран прекращает свои ядерные разработки, был подписан в 2015 году. Взамен Совет безопасности ООН отменил санкции в адрес Ирана, а США и Евросоюз сняли ряд внешнеэкономических ограничений в его отношении.
Обострение отношений США подтолкнуло Иран к союзу с ЕАЭС.
«Иран — наш геополитический союзник, он очень важный игрок в деле защиты наших интересов на разных уголках мира, особенно на Ближнем Востоке, в зоне Персидского залива, в Центральной Азии, на Кавказе. Это соглашение укрепит наши связи», — считает гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
Товарооборот вырастет
Впрочем, у нынешнего события есть не только политические, но и экономические перспективы: соглашение позволит нарастить товарооборот ЕАЭС и, в частности, России с Китаем и Ираном.
Если товарообмен с Китаем у России значителен ($84 млрд в 2017 году — примерно поровну экспорт и импорт), то доля Ирана составляет ничтожные 0,3% от всего объема внешней торговли РФ — лишь $1,7 млрд в 2017 году. Причем этот показатель упал по сравнению с 2016-м на 22%.
Весь ЕАЭС наторговал с Ираном в 2017 году на $2,7 млрд. Сейчас иранские товары из-за высоких пошлин неконкурентны по сравнению, к примеру, с турецкими, поясняет Раджаб Сафаров. По его мнению, потенциал у торговых отношений ЕАЭС и Ирана высокий: соглашение позволит нарастить товарооборот на 20-30%.
Бизнес готов торговать
Российские производители говорят, что заинтересованы в наращивании поставок в Иран. «Сейчас эта страна для российских предприятий — terra incognita. Мы, например, не знаем, как там устроено регулирование в области производства и продажи диагностических реагентов, медицинских, фармацевтических препаратов и т.д. Подобные соглашения позволяют развязать многие узлы для развития бизнеса», — говорит глава и владелец компании «Биовитрум» Владимир Цимберг. По его словам, «Биовитрум» активно налаживает сотрудничество и с Китаем, но несогласованность позиций России и КНР по многим бюрократическим вопросам тормозит этот процесс. Производитель рассчитывает, что дело пойдет живее после подписания китайско-евразийского соглашения.
По словам Дмитрия Борисова, коммерческого директора Фармацевтического завода ООО «НТФФ «ПОЛИСАН», компания не рассматривает Иран как рынок сбыта, а вот Китай ей интересен. Прежде всего — как поставщик расходных материалов и компонентов для производства лекарственных препаратов.
Предприниматели отмечают положительный опыт подобных договоренностей с другими странами. Например, в 2015 году ЕАЭС подписал аналогичное соглашение с Вьетнамом, и уже в 2016-м российский завод Renault начал поставлять свою продукцию на вьетнамский рынок.