Государственные кредитные организации Сбербанк и ВТБ объявили о создании нового регионального авиаперевозчика, который должен взлететь в 2019 году и войти в пятерку крупнейших авиакомпаний России. Банкиры взялись за несвойственное для них дело ради исполнения майского указа президента РФ Владимира Путина — довести долю межрегиональных авиаперевозок без пересадки в Москве до 50%. Пока доля таких перевозок едва превышает 20%. Авиакомпании перевезли по России в 2017 году 62,6 млн человек, и только 14,3 млн доставлено до пункта назначения не через Москву.
Появление нового игрока может ухудшить финансовое положение действующих компаний, которые сетуют на стремительно растущие убытки. Впрочем, новый проект может «взлететь» на государственных субсидиях и длинных деньгах госбанков, полагают эксперты. Кроме того, сократится транзитный пассажиропоток трех крупнейших в стране аэропортов московского авиаузла — Шереметьево, Внуково, Домодедово.
Развитие региональной авиации предполагает не только появление новой авиакомпании, но и восстановление региональных аэродромов.
СПРАВКА
- 182,4 млрд рублей необходимо на выполнение президентского указа в 2018-2024 годах
Из них:
- 113 млрд — на восстановление сети из 65 аэродромов
- 35,5 млрд — на докапитализацию Государственной транспортной лизинговой компании и субсидирование авиакомпаниям лизинговых ставок
- 29,4 млрд — на субсидирование перелетов
- 4,5 млрд — на развитие аэропортов на Дальнем Востоке.
Оценки Росавиации
Социальная ответственность
Расход средств уже пошел: региональные власти тратятся на концепции развития сети аэропортов, а Сбербанк и ВТБ уже заказали разработку бизнес-плана у американской консалтинговой компании Bain & Company за 111 млн рублей — каждый из банков заплатил по 55,47 млн рублей. Консультанты определят, какая нужна сеть аэропортов, какие воздушные суда войдут в состав флота новой компании.
Предполагается, что пассажиропоток новой авиакомпании составит 6–10 млн пассажиров в год. Если она достигнет максимальной отметки, то войдет не только в пятерку, а даже в тройку крупнейших перевозчиков, потеснив авиакомпанию «Сибирь», которая перевезла за 2017 год 9,9 млн человек.
Новая авиакомпания для банков — это скорее социальная нагрузка, чем бизнес: внутренние авиаперевозки уже давно приносят компаниям убытки, а летом этого года из-за стремительного подорожания топлива в минус уходят и прежде прибыльные международные рейсы, за счет которых компенсировались расходы по внутренним направлениям.
В октябре Дмитрий Куделькин, заместитель генерального директора ЗАО «Группа компаний С7» (S7 Group), заявил, что отрасль воздушных перевозок находится на грани полномасштабного кризиса, ключевым фактором которого могут стать именно растущие цены на авиатопливо. Расходы на авиакеросин составляют самую большую и быстрорастущую долю расходов авиакомпаний. По данным АЭВТ, в первом полугодии 2018 года расходы перевозчиков увеличились на 22,1%, до 645,3 млрд рублей. При этом расходы только на топливо выросли на 40,1%, до 167 млрд рублей.
Все в регионы
Держаться на плаву авиаторам помогает и государство: федеральные региональные власти приплачивают перевозчикам за межрегиональные перевозки, за покупку российской авиатехники. Плюс к этому правительство рассматривает возможность выделения 22,5 млрд рублей для компенсации высоких цен на топливо. Еще Минфин предлагает с 2019 года обнулить НДС на межрегиональные рейсы, проходящие мимо Москвы, а на рейсы через столицу повысить ставку налога с 10% до 20%. Пока не ясно, будет ли этот план Минфина принят полностью, но часть его уже приведена в исполнение: с начала октября обнулен НДС на дальневосточные перелеты.
Региональные власти вынашивают планы по скорейшему восстановлению инфраструктуры с привлечением частного капитала. Так, дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти в октябре согласовала с городским комитетом по транспорту и областным управлением по транспорту «Концепцию развития инфраструктуры для авиации» до 2030 года. Согласно ей, в Петербурге и Ленобласти хотят построить 17 аэродромов гражданской авиации.
К исполнению президентского указа подключился и крупнейший перевозчик страны — группа «Аэрофлот». Еще летом глава группы Виталий Савельев заявил о планах создать сеть региональных хабов из которых будут выполняться рейсы в другие города России. Пока же вся маршрутная сеть «Аэрофлота» завязана на столичный авиаузел. «Ведомости» со ссылкой на участников рынка пишут, что главные претенденты на звание хабов – Петербург, Сочи и Красноярск, а четвертый будет на Урале — Екатеринбург или Челябинск.
Есть перспективы
По мнению руководителя агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, именно в наличии значительного стартового капитала заключается преимущество проектируемой ВТБ и Сбербанком авиакомпании. «Длинные дешевые деньги критически важны для региональных авиакомпаний», – говорит эксперт, – «а у Сбербанка и ВТБ, в отличие от многих региональных игроков, эти деньги есть». Иными словами, два крупнейших банка России располагают достаточным количеством средств для покрытия начальных издержек, прежде чем авиакомпания вырастет и разовьется. Кроме того, тесное сотрудничество с правительством, репутация и связи банков, вероятно, позволят новой авиакомпании избежать многих бюрократических сложностей, а также облегчат переговоры с поставщиками и партнерами. Эксперт добавил, что в стране, где авиасообщение до сих пор иногда является единственной транспортной опцией, у подобного проекта есть перспективы.