Минпромторг намерен обложить НДС медицинские изделия, продаваемые на российском рынке. При этом отечественным производителям медизделий возместят уплаченный налог из бюджета. Это повысит объемы производства медтехники в РФ, уверен Минпромторг.
Однако участники рынка ожидают от новшества будет больше вреда, чем пользы: цены на приборы, импланты, реактивы и другие товары, используемые в здравоохранении, вырастут на 10-20%, и спрос на них резко упадет.
Имитируя российское
Льготные ставки НДС (0 и 10%) действуют для ряда социально значимых товаров: некоторых продуктов питания, учебников, лекарств и т.д. Налоговые послабления сдерживают цены на жизненно важную продукцию, делая ее доступной для малоимущих. Медицинское оборудование, как импортное, так и отечественное, налогом не облагается. Но за комплектующие, поставляемые из-за границы, производители платят НДС в полном объеме — 18%. С 1 января 2019 года ставка вырастет до 20%. В результате компании, собирающие медизделия из иностранных деталей, окажутся в проигрыше по сравнению с импортерами готовой продукции.
«Допустим, есть китайский производитель УЗИ-аппаратов. Вы можете ввезти готовое китайское оборудование, а можете ввезти его по частям, собрать у нас на заводе, прикрутить шильдик и назвать российским. Сейчас выгоднее ввезти готовый китайский УЗИ-аппарат, потому что он не будет облагаться НДС. Если же вы ввозите тот же аппарат по частям, то при импорте комплектующих заплатите НДС 18%, а продавать готовое оборудование будете уже без НДС», — поясняет гендиректор консалтинговой компании «Медрелис» Юрий Матвиенко.
По мнению Минпромторга, отмена нулевой ставки НДС позволит российским производителям повысить конкурентоспособность и нарастить объемы выпуска медтехники в 3,5 раза в течение 12 лет. Об этом говорится в проекте «Стратегии развития медицинской промышленности РФ до 2030 года», вынесенном на общественное обсуждение.
«В случае отмены нулевого НДС отечественные производители медизделий получат возмещение налога из госбюджета, тогда как иностранные — нет. В итоге у российских компаний будет ценовое преимущество», — отмечает член экспертного совета при Правительстве РФ Вадим Новиков.
Болезненная инициатива
Участники рынка считают иначе. Отмена нулевой ставки НДС на медицинские изделия интересна лишь тем производителям, которые занимаются крупноузловой сборкой из зарубежных комплектующих, считают участники рынка. «Подобное производство можно увеличить не то что в три (тут Минпром поскромничал), а в десятки раз и отчитаться перед президентом о кратном увеличении производства отечественных медизделий», — иронизирует Юрий Матвиенко.
Он считает, что логичнее отменить НДС на комплектующие для медизделий.
«Госпрограмма предусматривает компенсацию потерь отечественному производителю в том случае, если он документально докажет, что понес их из-за изменения внешних условий», — считает завкафедрой менеджмента Высшей школы государственного управления РАНХиГС Илья Быковников.
Однако другие эксперты настроены не столь оптимистично. «Отмена нулевой ставки будет означать значительное повышение отпускной цены», — полагает член совета Конфедерации труда России, бывший заместитель министра труда РФ Павел Кудюкин.
«Инициатива Минпромторга болезненно отразится на всей системе здравоохранения. Выгоду получит узкая прослойка заводов, покупающих разобранные медизделия за рубежом и собирающая их в РФ. Но подумал ли Минпромторг о том, как отразится значительный рост цен на медизделия на системе здравоохранения, бюджетах лечебных учреждений и Фонда обязательного медицинского страхования? Не пора ли нам готовиться к росту отчислений в систему ОМС?» — говорит Юрий Матвиенко.
Сегодня 82% от общего объема рынка медицинских изделий приходится на государственные и муниципальные клиники, и они предпочитают импортную технику. «Отечественные фирмы производят товары дешевле, но очень низкого качества. Я в своей практике российского ничего не знаю, за исключением некоторых катетеров и шприцов. Наши шприцы — это какой-то ужас. Они неспособны даже засосать воду и постоянно засоряются», — поясняет врач-анестезиолог Петр Воскресенский.