Фото:  EAdaily.com

Россия нацелилась на средиземноморский газ

Россия намерена установить контроль над средиземноморским газом. С этой целью она планирует инвестировать свыше $7 млрд в промышленную зону близ города Порт-Саид — это позволит не только контролировать транспортировку газа, но и расширит рынки сбыта оружия.

13 августа 2018 в 17:04 | Категория: Бизнес

Фото:  EAdaily.com

В Египте откроется Российская промышленная зона (РПЗ) на 77 тысяч рабочих мест. Ее начнут строить в 2019 году близ города Порт-Саид, возле средиземноморского устья Суэцкого канала. Среди возможных резидентов промышленной зоны называют ГК «Метстрой», который модернизирует спроектированный еще советскими инженерами металлургический комбинат в Хелуане (этот город расположен всего в 200 км от Порт-Саида). Кроме него интерес к этой территории проявляют «Газпромнефть», «Татнефть», «Интер-РАО».

Основная причина российской заинтересованности — грандиозные запасы природного газа, открытые прямо под боком: у побережья Египта, Израиля и Ливана. Кроме того, промышленная зона поможет предприятиям российского ВПК обойти санкции и заработать на многочисленных ближневосточных конфликтах, а также удовлетворить военные амбиции Египта.

 

Политический долгострой

Создание Российской промышленной зоны начали обсуждать в 2011 году, еще при Мубараке, но «арабская весна» и последовавшая за ней полоса политической нестабильности в Египте затормозили переговорный процесс. К идее вернулись в 2014-м, после встречи Владимира Путина с новым египетским президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси в Сочи. «Можно сказать, что Сиси — это египетский Путин: силовик, генерал, а теперь уже и фельдмаршал. Свой авторитет он строит на борьбе с терроризмом и исламистами. По сути, это продолжение режима Мубарака. С Путиным он легко нашел общий язык», — говорит эксперт по Ближнему Востоку Игорь Ясин.

Однако взрыв российского пассажирского лайнера над Синаем в 2015 году охладил отношения с Египтом. Теперь они восстанавливаются: возобновлено авиасообщение между странами, подписано межправительственное соглашение о создании РПЗ. Об этом сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов по итогам встречи с египетским президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси, состоявшейся 5 августа. Минпромторг уверяет, что территория, являющаяся частью международной свободной экономической зоны в районе Суэца, станет для России окном в Африку и на Ближний Восток.

От России проект потребует $190 млн государственных вложений и еще $7 млрд частных инвестиций. По прогнозам министерства, выручка резидентов превысит $11 млрд в год.

Индустриальный парк, который, по словам египетского министра промышленности Тарека Кабила, «будет застроен скорее как город, чем как промзона», проектирует АО «Росинжиниринг». Египтяне обещают россиянам заранее подготовленную площадку, арендные каникулы, льготные тарифы на энергоресурсы и налоговые преференции. Так, налог на прибыль юридических лиц в особой экономической зоне составит 10%, подоходный налог — 5%, налог с продаж на местном рынке — 0%.

Промзона начнет строиться лишь в 2019-м. По прогнозам Минпромторга, к 2026 году компании-резиденты смогут в новой промзоне производить продукции на $3,6 млрд ежегодно, а полное освоение территории площадью 5,2 млн м2, арендуемой на 50 лет, произойдет к 2032 году.

 

Газовый Левиафан

Пока Россия занимает скромное 45-е место по объему инвестиций в Египет, однако скоро все может измениться. На средиземноморском шельфе, прямо напротив Порт-Саида, несколько лет назад открыто крупное газовое месторождение «Зохр». Два месторождения: «Левиатан» (в честь библейского чудовища Левиафана) и «Далит» — обнаружили по соседству, в территориальных водах Израиля, и еще одно у побережья Ливана.

По оценкам экспертов, одно только «Зохр» содержит до 453 млрд м3 природного газа на площади около 100 км2 и по количеству энергии приблизительно соответствует 2,5 млрд баррелям нефти. В 2015 году «Роснефть» купила у итальянской компании Eni 30% акций «Зохр». В 2016-м «Роснефть» заявила о планах строительства в Суэцкой экономической зоне терминала по сжижению газа.

Разработка «Зохр» началась в декабре 2017 года. Часть добытого газа пойдет на внутренний рынок Египта, часть — на мировой рынок. Это объясняет интерес к проекту промышленной зоны компаний «Газпром нефть», «Татнефть» и «Интер РАО». «Россия пытается играть все большую роль на рынке сжиженного газа. С одной стороны, он дороже, чем трубный: чтобы транспортировать, его охлаждают до минус 180 градусов. После этого газ сокращается в объемах в 50-100 раз, и его можно перевозить танкерами-газовозами. Это сложно и затратно, ведь газ нужно охлаждать во время транспортировки. С другой стороны, сжиженный газ можно доставить куда угодно, а не только туда, куда пришла труба.

Основной потребитель сжиженного газа — Китай, промышленные центры которого находятся на побережье. Средиземноморский шельф оказался безумно богат. Ключевой вопрос: где будет расположен главный газовый терминал? Один из рассматриваемых вариантов — не строить терминалы в каждой стране по-отдельности, а по трубам перекачивать газ в Египет и здесь сжижать» — говорит Виталий Эпштейн, доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.

 

Истребители для фараонов

Товарооборот России и Египта с мая 2017-го по май 2018 года составил всего $8 млрд (страна находится на 19-м месте среди торговых партнеров РФ с долей 1,2%). Основной экспортный продукт — зерно. В 2017 году Россия отправила на берега Нила 12 млн тонн пшеницы на $1,4 млрд. Другая весомая статья экспорта (30%) — вооружения: правительство Египта закупает в России системы ПВО и истребители МиГ-29. По мнению Виталия Эпштейна, претензии Египта на роль лидера арабского мира играют на руку российскому ВПК.

Возможно, будут попытки России строить военные заводы на территории Египта. Этому способствуют как старые, советские, связи, так и американские санкции против России. Их можно обойти, если строить производства на территории другой страны.

С президентом-фельдмаршалом ас-Сиси Египет все активнее эксплуатирует миф о «стране — наследнице цивилизации фараонов» и демонстрирует имперские наклонности. Так, в Эфиопии строится большая плотина «Возрождение». Водохранилище планируется заполнять пять лет. В результате Египет недополучит большие объемы воды Белого Нила. Египет, сельское хозяйство которого не может прокормить растущее население, уже грозил Эфиопии войной.

Кроме того, в арабском мире продолжает существовать суннитско-шиитское противостояние. Яркий пример тому — борьба с хуситами в Йемене. Египет вошел в коалицию с Саудовской Аравией, чтобы воевать с повстанцами, которых, как считают, поддерживает Иран.

Наконец, необходимо окончательно замирить Синайский полуостров, на котором еще остались террористы из группировки «Вилайят Синай», а также блокировать сектор Газа (Египет пересажал лидеров «Братьев-мусульман» и не хочет иметь дела с родственным им движением ХАМАС). «Египет пытается усидеть на двух стульях: не рвет отношения с США, хотя они и ухудшились после «сдачи» американцами бывшего президента Мубарака, но и выстраивает сотрудничество с Россией», — отмечает Виталий Эпштейн.

 

Вагон в Египет

Нацелены на Египет и российские машиностроители. Например, производитель железнодорожной техники «Трансмашхолдинг» (ТМХ) пытается войти в проект модернизации египетских железных дорог. Переговоры о поставке Египту 1,3 тысячи вагонов российского производства стоимостью $1 млрд идут не гладко. Египетская сторона недовольна ценой российской продукции. В 2016 году она отказалась от сделки с «Трансмашхолдингом» в пользу венгерской госкомпании MÁV Start.

Позднее ТМХ и MÁV создали консорциум и начали совместно переговариваться с египтянами. В начале августа 2018-го президент Абдель Фаттах ас-Сиси заявил о желании получить лучшие условия по контракту, в частности, локализовать производство вагонов в Египте, на базе свободной экономической зоны в Порт-Саиде. Однако неизвестно, согласится ли ТМХ сбавить цену.

 

В обход пошлин

Среди интересантов высокотехнологичного хаба в Порт-Саиде называют и автопроизводителей: ГАЗ, «КамАЗ», УАЗ и Renault. Для них участие в проекте может стать способом выйти на ближневосточный и африканский рынки в обход высоких таможенных пошлин. «Стратегия развития автопрома до 2025 года» требует нарастить российский автоэкспорт до 25% от объемов производства, то есть более чем вдвое.

С точки зрения Минпромторга, наиболее перспективным направлениями сбыта российских машин являются Египет, Алжир, Иран, Эфиопия, Куба, Вьетнам, Мексика, Индия. Но главный сдерживающий фактор — высокие таможенные пошлины: во Вьетнаме они достигают 70%, в Эфиопии начинаются от 35%, в Египте — 40%.

«За последние несколько лет внутренний российский авторынок серьезно просел: с 2 млн до менее 1,5 млн легковых автомобилей в год. Поэтому производители вынуждены искать новые рынки сбыта. «АвтоВАЗ» вышел на рынки Чили и Кубы, где присутствовал в советское время. ГАЗ начал продавать автомобили в Марокко. «КамАЗ» осваивает экзотичные рынки юго-восточной Азии. Это касается и иностранных производителей, собирающих авто в России. Например, Hyundai уже второй год поставляет автомобили в Ливан, Renault — во Вьетнам. Будут ли они локализовать там производство, зависит от объема продаж», — говорит руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.

«АвтоВАЗ» уже несколько лет собирает в Египте Lada Granta из машинокомплектов тольяттинского производства. Но в апреле 2017 года выпуск машин на совместном предприятии с местной Al Amal Co прекратился и возобновился лишь через год, в апреле 2018-го. Тогдашний гендиректор «АвтоВАЗа» Николя Мор объяснил это высокой конкуренцией и низкими продажами.

Чтобы создавать собственное производство, нужны большие объемы и развитая дилерская сеть. «Строить завод на 10 тысяч машин в год бессмысленно. Объем должен быть минимум 50 тысяч в год. Глобальным концернам проще выходить на новые рынки, но не думаю, что это будет так же просто для условного «АвтоВАЗа». С другой стороны, «АвтоВАЗ» входит в альянс с Renault-Nissan, поэтому возможна сборка разных моделей, не только Lada», — отмечает Денис Гаврилов, аналитик агентства «Автодилер-СПб». Минпромторг может заявить о любой инициативе, но она должна соответствовать стратегиям компаний, уверен эксперт.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...