Минфин США 20 ноября заявил о раскрытии масштабной схемы России и Ирана по поставке «миллионов баррелей» нефти в Сирию в обход введенных США и ЕС санкций. Посредством этой схемы Исламская Республика финансировала группировки радикального исламского толка «Хамас» и «Хезболла», утверждает ведомство.
За это Минфин ввел санкции против двух российских компаний: государственной «Промсырьеимпорт», работающей под эгидой Минэнерго, и Global Vision Group, принадлежащей гражданину Сирии Амеру Аль-Чуики. Под санкциями оказался «Мир Бизнес Банк» — зарегистрированная в России 100% «дочка» главного государственного банка Исламской Республики «Банк Мелли Иран». Иранская фармацевтическая компания Tadbir Kish Medical and Pharmaceutical Company тоже оказалась в «черном списке».
Под санкции попали и шесть граждан, связанных с указанной схемой, в том числе замдиректора «Промсырьеимпорта» Андрей Догаев.
Какое именно участие в схеме принимал «Промсырьеимпорт», неизвестно, но российскую компанию задействовали для перегонки иранской нефти через Россию в Сирию. Ранее в СМИ высказывались предположения, что именно работа с санкционными рисками и является основной задачей «Промсырьеимпорта». В феврале 2017 года глава Минэнерго РФ Александр Новак заявлял, что вопрос о покупке «Промсырьеимпортом» иранской нефти «прорабатывается».
Согласно данным Минфина США, центральным звеном схемы стала зарегистрированная в России Global Vision Group. Суда этой компании (многие из них застрахованы на европейские фирмы) перевозили иранское топливо в Россию, а потом в Сирию. Перед прибытием корабли «выключают автоматическую идентификационную систему, чтобы скрыть информацию об истинном пункте назначения и получателе груза», утверждает Минфин США. Эти операции оставались незамеченными с 2014 года.
По информации ведомства, в счет полученной нефти правительство Башара Асада посылало «сотни миллионов долларов» Корпусу стражей Исламской революции для дальнейшего их перевода группировкам «Хамас» и «Хезболла».
Секретарь Минфина США Стивен Мнучин заявил, что «США верны стремлению заставить Иран, Россию или любого другого, кто стремится укрепить авторитарный режим [президента Сирии] Башара Асада, заплатить за это».
МИД РФ расценил обвинения США как «заявление о поддержке террористов и одновременно стремление помешать восстановлению разоренной страны» (то есть Сирии) и призвал «выбраться из плена иллюзий о «всемогуществе» США».
Член международного комитета Совета Федерации Олег Морозов не стал отрицать обвинения американцев, а подчеркнул, что Россия действует и будет действовать абсолютно легально и законно. «У нас есть договор с Сирией, и следовательно, нам решать, что и кому поставлять», — сказал Морозов.
Минфин США наложил ограничения в рамках уже действующего пакета санкций. Ранее МГ сообщала, что новые пакеты санкций, скорее всего, не будут введены американским Конгрессом до весны 2019 года.