Использование банковских карт «Мир» пока не обязательно. Но бюджетникам и пенсионерам уже перечисляют деньги на эти карты, и многие торговые сети, рестораны переоборудовали свои терминалы для приема «Мира». Но пока сбербанковские карты работают не гладко: то платеж не пройдет, то терминал откажет «Миру» в приеме.
«Финансовый патриотизм» грозит большими проблемами и авиаперевозчикам. Минтранс намерен обязать их перейти с зарубежных систем бронирования и продажи билетов на российские. Таковы требования разработанного Минтрансом постановления Правительства РФ «Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок». Если правительство утвердит этот документ, остановится деятельность всех российских авиакомпаний, утверждает гендиректор авиакомпании «Сибирь» (входит в S7 Group) Владимир Объедков. Отечественные серверы и базы данных не могут стыковаться с глобальными авиационными альянсами. Доработка серверов займет годы. К тому же и компании-разработчики, и Сбербанк, продвигающий карты «Мир», могут попасть под западные санкции, как это уже произошло с банком «Россия». И тогда в российской платежной системе наступит коллапс.
Михаил Скачков, генеральный директор Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники
Переход на серверы, построенные на наших процессорах, — правильное решение. Но сроки перехода, до 2020 года, вызывают сомнение. Есть только два вида отечественных серверов, обеспечивающих доверенную среду обработки, передачи и хранения информации (в отличие от серверов Intel): «Эльбрус» и «Байкал». Чтобы доработать эти процессоры, серверы, операционные системы и прикладные программы, нужно время. Мы договорились с тремя вузами о том, что оснастим их серверами «Эльбрус», серию которых произвел завод «Авангард». Вузы организуют лаборатории, где студенты старших курсов, аспиранты и молодые ученые будут разрабатывать для них программное обеспечение. Выполнение этой работы зависит от количества людей. Наверняка авиакомпаниям будет непросто перейти на отечественные серверы, но ничего невозможного в этом нет, так как «Эльбрус» совместим с Intel. В наше время ничто не имеет значения, кроме безопасности. Любое новшество встречает недоверие, но, если мы не пойдем по своему пути, будем вечно тащиться в хвосте.
Леонид Гарбар, владелец ресторанов «Стейк Хаус»
Проблем с платежной системой «Мир» как таковой у нас нет, кроме незначительных технических неполадок, вызванных работой терминалов. Но «Мир» обслуживает банк «Россия», находящийся под санкциями. Если под санкции попадет и Сбербанк, наступит коллапс. Санкции против Сбербанка могут отразиться и на держателях карт платежной системы «Мир».
Александр Затуливетров, совладелец и гендиректор ресторанной группы «СкайРест»
Пока пользование платежной системой «Мир» не является обязательным, проблем это не вызывает. Рынок регулирует себя сам. Например, за обслуживание карт American Express банки берут 4% (проведение операций с Visa стоит порядка 1,5%.). Поэтому многие рестораны, в том числе и наши, не работают с American Express — слишком дорого. Если платежная система «Мир» будет конкурентоспособна по сравнению с Visa и MasterCard, то и слава богу. Опасения вызывает лишь то, что когда-нибудь нужно будет принимать только «Мир». Как и любое административное давление, это вызовет сложности. Если же понизить на государственном уровне комиссию за обслуживание этих карт, мы сразу станем патриотами.
Олег Пантелеев, исполнительный директор аналитического агентства «АвиаПорт»
Минтранс требует, чтобы бронирование перелетов, осуществляемых российскими авиакомпаниями по внутрироссийским рейсам, осуществлялось с помощью систем бронирования, серверы которых физически находятся на территории РФ. Сегодня серверы иностранных систем бронирования, которые используют российские авиакомпании, находятся в США и ФРГ. Выполнить требования Минтранса можно двумя способами.
Первый: иностранные поставщики перенесут свои серверы в Россию и разместят здесь оборудование, используемое при бронировании. При этом зарубежные провайдеры возложат все расходы на российских потребителей.
Альтернативный вариант — сотрудничество авиакомпаний с российскими разработчиками и поставщиками услуг по бронированию, что также потребует временных и денежных затрат.
Затраты будут нужны и для того, чтобы система, предоставляющая услуги, смогла обеспечить взаимодействие с аналогичными зарубежными системами, и билеты на рейсы российских авиакомпаний можно было купить в любом билетном агентстве мира. Это особенно важно российским авиакомпаниям, входящим в международные альянсы.