Минтруд намерен запретить работу на опасных предприятиях. Законопроект на этот счет уже разработан и в ближайшее время поступит в Госдуму, пообещал замдиректора департамента условий охраны труда Минтруда РФ Альберт Сакаев. Работодателям, которые не выполнят требования, придется раскошелиться на доплаты сотрудникам «за вредность» и дополнительные отчисления в Пенсионный фонд — затраты вырастут на 20-25%. Например, повышение подкласса вредности с 3.1 до 3.4 увеличит пенсионные взносы работодателя с 24% до 29%, а полное отсутствие вредных факторов снизит ставку до общей по стране — 22%. Работникам вредных и опасных предприятий положены надбавки к окладу в размере 4-24%.
С идеей ограничения труда на опасных предприятиях Минтруд выступает не первый год, и большинство работодателей уже подготовились к новациям — занизили класс вредности своих предприятий, чтобы сэкономить расходы.
Внеклассовая вредность
По федеральному закону «О специальной оценке условий труда» (СОУТ) эти условия по степени вредности делятся на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. В перечень опасных отраслей входят, например, химическая, горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, атомная промышленность, сферы деятельности, связанные с опасными вирусами и бактериями, тушением пожаров и т.д.
Чем выше класс вредности, тем выше расходы работодателя на содержание сотрудников. Помимо надбавку сверх оклада, у таких сотрудников сокращенная рабочая неделя и увеличенный отпуск, они раньше выходят на пенсию.
Но если работодатель не вкладывает денег в поддержание комфортных условий труда, то они могут ухудшиться, говорит Минтруд. Если после проведения ежегодной оценки условий труда выясняется, что предприятие, ранее входившее в 1-3-й классы вредности, оказалось в 4-м классе, то на нем запретят работать, пока работодатель не улучшит условия, поясняет Альберт Сакаев. «Законопроект не коснется представителей таких специальностей, как пожарные или спасатели, работа которых сама по себе является опасной», — уточнил чиновник.
Мера будет стимулировать работодателей улучшать условия труда россиян, уверены чиновники Минтруда.
Атомная безопасность
Однако пока примеров повышения класса опасности маловато, а вот обратных — сколько угодно.
- С 2014-го по 2017 годы число опасных производственных объектов в России сократилось в 1,6 раза — с 275 тыс. до 174 тыс.
Специалисты поясняют: до 2014 года уровень вредности производства определяла аттестационная комиссия Минздравсоцразвития. Но после вступления в силу закона о СОУТ оценку условий труда раз в пять лет стали проводить сами работодатели по утвержденной Минтрудом методике. Первая пятилетка работы по новым правилам истекает в 2018 году.
В результате проведения СОУТ выяснилось, что у многих россиян условия труда вовсе не такие уж и вредные. Например, концерн «Росэнергоатом» (входит в госкорпорацию «Росатом») в 2015 году снизил класс вредности для 1700 сотрудников Белоярской АЭС. Оказалось, что никто из трудящихся на атомной станции не работает в условиях 4-го, самого опасного класса. А уровень вредности на многих рабочих местах 3-го класса снизился с подкатегории 3.4 до степени 3.2 и 3.1. «Росэнергоатом» уверял, что предприятие вложило много денег в создание комфортных условий труда — и вот результат.
В 2016 году Белоярская АЭС отчиталась о сокращении расходов на оплату труда на 170 млн рублей. «Росэнергоатом» объяснил, что добился этого не за счет снижения класса вредности производства, а благодаря оптимизации затрат, в том числе уменьшения оплаты командировок.
В целом же концерн, наоборот, увеличивает зарплаты на своих предприятиях. Например, с 2014-го по 2017 годы он нарастил затраты на оплату труда на 12,93 млрд рублей, до 40,4 млрд рублей в год. При этом сократил штат на 3606 человек — до 33886 человек в 2017 году. То есть в пересчете на одного работника средняя зарплата на предприятиях, подконтрольных концерну, выросла с 733 тыс. рублей в год в 2014 году до 1,2 млн рублей в 2017-м.
Однако цифры эти лукавы. Концерн «Росэнергоатом» не уточняет, у каких именно категорий специалистов зарплаты выросли, у каких сократились, насколько и почему. Зато из отчетов «Росатома» — головной структуры концерна — известно, на сколько увеличились зарплаты топ-менеджеров предприятия. Так, за 2014 год бывший гендиректор «Росэнергоатома» Евгений Романов заработал около 37 млн рублей. А годовой доход за 2017 год у нового главы концерна Андрея Петрова (он сменил Романова три года назад) превысил 58 млн. То есть только за счет вознаграждения гендиректора «Росэнергоатом» увеличил фонд оплаты труда на 21 млн рублей.
Рабочие и авиаторы остались без надбавки
В 2017-2018 годах жертвами СОУТ стали авиаторы: авиакомпании переоценили условия труда летчиков и стюардесс, признав их труд безвредным. Так, спецоценка, проведенная в авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот» Виталия Савельева) в конце 2017-го, снизила класс вредности рабочих мест стюардесс с 3.2 до 3.1. Эксперты Клинского института охраны и условий труда посчитали, что работа стюардесс в «России» больше «не влечет никаких физиологических последствий». Аналогично — в «Уральских авиалиниях», S7, Utair, «АвиаКарго». А труд бортпроводниц в авиакомпании «Сибирь» признали полностью безвредным.
Авиаторы пытались оспорить итоги оценки, поясняя, что, как и раньше, испытывают вредные воздействия: вибрацию, повышенный уровень шума, перепады давления и т.д. Но им это не удалось.
Провалились попытки отстоять свои права и у промпредприятий. Например, на заводах «ОмскТрансМаш» и «Омский каучук» после проведения СОУТ многие рабочие лишились льгот и компенсаций. Прибавку к зарплате разливщиков на «ОмскТрансМаше» урезали с 24% до 20%, слесарям-ремонтникам и чистильщикам цехов на заводе «Омский каучук» сократили надбавку вдвое — с 24% до 12% — и увеличили смен с 10 часов до 12.
Никаких мероприятий по улучшению условий труда на омских заводах не было, средств индивидуальной защиты сотрудникам не выдавали, утверждают рабочие. Они говорят, что даже не видели экспертов, которые оценивали бы условия их труда.
«Работодатели заинтересованы снизить свои расходы на сотрудников, а государство — сократить число пенсионеров, в том числе и за счет работников вредных производств, которые рано выходят на пенсию. И тут интересы работодателей и государства сходятся. В проигрыше только трудящиеся», — резюмирует представитель «ОмскТрансМаша».