Программа развития электромобилей Беларуси предполагает, что к 2030 году в республике будет не 150 машин на электродвигателе, как сейчас, а 25 тысяч. Чтобы стимулировать граждан покупать такие транспортные средства, Правительство Беларуси потратит $12,7 млн на строительство 1628 зарядных станций по всей стране — сейчас их около 60 (соответствующую госпрограмму власти республики приняли в октябре).
Кроме того, в стране наладят собственное производство электромобилей — как легковых, так и грузовиков. Двухместные китайские Zotye E200 уже начали собирать на белорусском заводе «Юнисон». Это будет заднеприводная модель, оснащенная и двумя электоромоторами общей мощностью 83 л.с. и тяговой батареей емкостью 24 кВтч. Запас хода Zotye E200 на одной зарядке составит 220 км. В этом году «Юнисон» также начинает собирать электроседан Zotye Z500EV с мотором мощностью 129 л.с., запасом хода 250 км. Стоимость Zotye E200 — $17 тыс., Zotye Z500EV —$22 тыс. В 2018 году завод планирует выпустить 300 электромобилей, а его полная мощность — 40 тыс. единиц в год. «Юнисон» не называет объем инвестиций в производство, СМИ писали о $560 млн.
Белорусские инженеры заявили и о собственных разработках электромобилей, правда тоже на базе китайской модели — Geely. Так, автозавод «БелДжи» в 2019 году обещает запустить производство легкового электрокара на базе бензинового Geely SC7. Автомобиль обещают оснастить электродвигателем мощностью 80 л.с. Его максимальная скорость составит 110 км/ч, запас хода — 150 км, время зарядки 3- 6 часов. Стоить он будет около $18 тыс.
А НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Беларуси обещает создать электрогрузовик. Из подробностей этого проекта известно пока лишь, что машину будет собирать «Минский автозавод».
Планируется также увеличить долю общественного электротранспорта в городах Беларуси — закупать больше трамваев (их в республике выпускает открывшийся в 2014 в Минске швейцарский завод Stadler) и троллейбусов «Белкоммунмаш».
В общей сложности на субсидии разработчикам, производителям электромобилей и общественного электротранспорта, а также на развитие заправочных станций Беларусь потратит до 2030 года около $700 млн.
Новая попытка
Беларусь уже пыталась производить электромобили: в 1992 году Казимировский опытно-экспериментальный завод презентовал общественности опытный экземпляр, якобы предоставленный итальянскими производителями (их название утрачено за давностью лет). На его базе собирались создать собственное авто. Но больше об этом проекте никто не слышал. Бесследно исчез и опытный автокар.
Говорят, что теперь идея производства электромобилей получила новый импульс после того, как такую машинку опробовал президент республики Александр Лукашенко. Правда, ему показали ли отечественные образцы, а новейшую модель Tesla. Батька был в восторге: «Мир развивается в этом направлении. Американцы создали суперавтомобиль. Молодцы! Tesla создала прекрасный автомобиль!» И тут же распорядился создать программу развития такого транспорта на родине.
Однако реальность, скорее всего, куда банальнее: Россия этой осенью ограничила поставки нефтепродуктов в Беларусь до конца 2018 года и на весь 2019 год. Причина — реэкспорт топлива из Беларуси в Европу. С 1 ноября полностью прекратятся поставки автобензина, солярки и мазута, а экспорт прочих нефтепродуктов сохранится на прежнем уровне (24 млн тонн в год).
- За семь месяцев 2018 года белорусы получили из РФ 2,3 млн тонн нефтепродуктов на сумму свыше $900 млн. Реальная потребность республики в нефтепродуктах из РФ оценивается в 90 тыс. тонн.
Россия уже не первый раз наказывает Беларусь. В 2016 году РФ вводила аналогичное ограничение. Тогда сообщалось, что Беларусь, которая беспошлинно закупает российскую нефть (по 24 млн тонн в год) и поставляет России взамен нефтепродукты (не менее 1 млн тонн в год), почти прекратила эти поставки: в январе 2016 года они составили лишь 239 тонн — 0,2% от уровня января 2015 года, а в феврале прекратились вообще. Вместо этого белорусы стали продавать топливо в Европу по более высокой цене, чем в Россию. В итоге РФ в 2016 году ограничила поставки нефти соседу.
Заряда не хватит
Программа развития электромобилей вряд ли будет успешной, считают белорусские эксперты. Электрокары слишком дороги для белорусов: например, бензиновый Geely SC7 стоит более чем вдвое дешевле (около $8,5 тыс.), чем планируется продавать его электрический аналог. Власти обещают отменить транспортный налог для владельцев электромобилей, но это мелочь в сравнении с такими затратами, говорит Артур Туманов, первый дистрибьютор электромобилей Tesla в Беларуси. К тому же заправки, которые устанавливаются на государственные деньги, — очень медленные, они заряжают машину полдня. Никто не будет столько ждать, считает эксперт. Плюс этих зарядок требуется минимум втрое больше, чем предусмотрено программой.
Стимулировать продажи машин, по его мнению, могли бы отмена НДС и обнуление ввозной пошлины на электромобили. Таможенные пошлины достигают 54% в стоимости электрокаров. Но Беларусь как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не может отменить пошлины, не получив одобрение остальных членов. А Россия такого одобрения точно не даст, убеждены эксперты.
Продукция же белорусского производства не будет пользоваться большим спросом, убеждены эксперты, ведь местные электрокары уступают в технических характеристиках даже китайским аналогам, не то что машинам Tesla. Так, китайская Zotye E200 имеет запас хода 301 км (на 81 км больше, чем у белорусской) и аккумулятор емкостью 31,9 кВт/ч (на 7,9 кВт/ч больше).
Спрос можно было бы стимулировать, отменив утилизационный сбор на электромобили, считает сотрудник «БелТЭИ» Елена Жученко. На новые электромобили составляет $400, на технику старше трех лет — больше $2500. Сбор для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в десять раз ниже, а на гибридные он вообще не распространяется, поясняет Жученко.
Но пока такая мера правительством Беларуси не предусмотрена.