Контролируемый Правительством РФ «Аэрофлот» поспешил включиться в выполнение майских указов президента Владимира Путина о развитии внутрироссийских авиаперевозок. Вслед за государственными Сбербанком и ВТБ, которые неожиданно занялись развитием региональных авиакомпаний, «Аэрофлот» решил досрочно взять на себя обязательства на новую пятилетку. К 2023 году лава группы «Аэрофлот» Виталий Савельев обещает построить минимум два региональных хаба, удвоить пассажиропоток и парк самолетов.
Указ победил стратегию
Действующую стратегию развития группы «Аэрофлот» (включает головного перевозчика «Аэрофлот», а также авиакомпании «Россия», «Аврора» и «Победа») совет директоров компании утвердил в 2014 году. Стратегия рассчитана на 2015-2020 годы. Она предполагает, что пассажиропоток к этому сроку должен достичь 64,7 млн человек в год, число самолетов в авиапарке — 367, а доля рынка — 43%.
- 124 млн российских пассажиров — перевезли в 2017 году все авиакомпании мира.
- 105 млн из них — летали российскими авиалиниями.
- 50,1 млн пассажиров — перевезла группа «Аэрофлот».
- 56 млн пассажиров — план группы «Аэрофлот» на 2018 год.
- 224 самолета — составляет парк «Аэрофлота».
- 40,5% — российского рынка авиаперевозок занимает группа «Аэрофлот».
«Аэрофлот» еще не достиг целевых показателей стратегии, когда в начале 2018 года президент РФ Владимир Путин открыл перед перевозчиками новые горизонты: нужно довести долю межрегиональных перелетов без пересадки в Москве с нынешних 20% до 50%. На это до 2024 года потребуется 182,4 млрд рублей, из которых 113 млрд пойдет на восстановление 65 региональных аэродромов. Деньги преимущественно бюджетные.
«Мы с вами нагрузим компанию»
Первыми отреагировали госбанки ВТБ и Сбербанк: они объявили, что уже в 2019 году создадут нового регионального авиаперевозчика, который войдет в пятерку крупнейших авиакомпаний России.
Виталий Савельев тоже не мог не отозваться на президентский призыв с такими крупными финансовыми перспективами. «Мы решили на пятилетку досрочно принять новые показатели, чтобы мы могли с вами компанию («Аэрофлот». — Прим. МГ) еще больше нагрузить и чтобы она показала еще больший успех в работе», — заявил Савельев на встрече с Путиным 29 октября.
Планы «Аэрофлота» на 2019-2023 годы
- 1,3 трлн рублей — составит выручка группы «Аэрофлот» в 2023 году (в 2017-м было 533 млрд рублей).
- 400 млрд рублей — рыночная капитализация группы (в 2017-м было 163 млрд рублей).
- 189 млн российских пассажиров — должны в 2023 году перевезти все авиакомпании мира, по прогнозу «Аэрофлота».
- 100 млн из них — планирует перевезти «Аэрофлот». Из них 25-30 млн — лоукостером «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»).
- 520 самолетов — будет в парке «Аэрофлота» к 2023 году.
- 200 из них — отечественные (150 машин «Сухой Суперджет» и 50 штук МС-21).
Из Китая в Европу
С 2009 года (как раз с того момента, как Савельев возглавил «Аэрофлот») мировой рынок авиаперевозок вырос в 1,7 раза, российский — в 2,2 раза, а «Аэрофлот» — в 4,5 раза, похвастался президенту Савельев. Он опустил мелкие детали, позволившие компании добиться таких успехов. Например, поглощение авиакомпании «Россия» в 2011 году и «Трансаэро» — в 2015-м («Трансаэро» — частная авиакомпания, ранее вторая на рынке РФ по пассажиропотоку после «Аэрофлота», обанкротилась в 2015 году). Слияние компаний «Владивосток Авиа» и «Сахалинские авиатрассы» в одну, «Аврору», и передача ее «Аэрофлоту». Создание с государственной помощью лоукостера «Победа». А также субсидирование закупок воздушных судов и прочие государственные преференции.
Виталий Савельев уверен, что с госпомощью сможет уже к 2023 году создать в регионах РФ не меньше двух транзитных пересадочных авиаузлов. Как варианты рассматриваются воздушные порты Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска и Сочи. «У нас есть основания полагать, что либо в Красноярске, либо в Екатеринбурге (будет хаб. — Прим. МГ). Это как раз расстояние от Китая, где мы будем подхватывать: либо Красноярск — и дальше в Европу, либо Екатеринбург — и дальше в Европу. В одном из этих городов мы построим хаб», — поясняет Виталий Савельев. Кроме того, хабом станет Владивосток — базовый аэропорт авиакомпании «Аврора». Ранее в числе возможных транзитных пунктов «Аэрофлота» назывались также Петербург и Челябинск.
«Аэрофлот» рассчитывает перехватить 10-15 млн пассажиропотока из Юго-Восточной Азии в Европу — по этому маршруту, по оценке Савельева, ежегодно летают 520 млн туристов. Но пока только 5 млн их них — через Россию. «Расстояние гораздо короче до Европы через Россию. И «Аэрофлот» имеет самые низкие цены, мы это уже отработали. Поэтому у нас есть все основания полагать, что мы сможем бороться успешно за поток», — уверен Савельев.
Без госпомощи не выжить
Российский рынок авиаперевозок сегодня не может развиваться без участия государства, говорят эксперты. На одном только росте цен на авиатопливо (оно с начала года подорожало на 30%) авиаперевозчики за первое полугодие потеряли 167 млрд рублей, подсчитали в Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Например, «Аэрофлот» в январе-июне 2018 года получил убыток в 5,2 млрд рублей против прибыли 2,9 млрд годом ранее. Главная причина — рост расходов на топливо (на 38,5%, до 77,9 млрд рублей).
Обещанная государством частичная (на 22,5 млрд рублей) компенсация перевозчикам этих потерь, запланированное на 2019 год обнуление НДС на межрегиональные перелеты без посадки в Москве — поддержат перевозчиков. Но строить хабы в регионах может только госкомпания. Это дает дополнительные преимущества «Аэрофлоту», а значит, ему удастся выполнить поставленную задачу — вытеснить с рынка частных перевозчиков, считают эксперты.