Компания ООО «Эффективная система здравоохранения» (ЭСЗ), принадлежащая Данилу Барышникову (сын заместителя гендиректора ПАО «Газпром нефть» Владислава Барышникова), за пять лет заключила с государственными больницами контракты почти на 5 млрд рублей. ЭСЗ предоставляет медучреждениям машины для перевозки бригад скорой помощи, причем презентует свои услуги как проект, курируемый Минздравом РФ. В Минздраве такого проекта нет, но чиновники не опровергают заявлений ЭСЗ.
Компания работает в восьми регионах России и собирается расширить сеть минимум вдвое. Потенциальный рынок для сына топ-менеджера «Газпрома» — 4-5 млрд рублей в год.
Переход на транспортный аутсорсинг дает службам скорой помощи свыше 1,5 млн рублей в месяц экономии: им не приходится содержать в штате водителей, обслуживать автопарк и стоянки для машин, утверждает ЭСЗ. Регионы говорят, что услуги ЭСЗ обходятся им дороже, чем содержание собственных машин. А медики опасаются, что программу аутсорсинга в скорой внедрят по всей России, как в 2015 году систему сбора платы с грузовиков «Платон» Игоря Ротенберга.
Фридманы из Перми
История началась в Перми и поначалу не была связана с «Газпромом». В 2008 году бизнесмен и лидер местного отделения «Опоры России» Евгений Фридман создал компанию «Феникс», предоставлявшую транспортные услуги службам скорой помощи под брендом «Новоскор».
Партнером предпринимателя стал его отец Михаил Фридман. Как писали региональные СМИ, бизнесмены заявили, что работают по пилотному проекту Минздрава «Новая скорая помощь», а курирует его государственное Агентство стратегических инициатив (АСИ, учреждено Правительство РФ). Совокупный портфель госконтрактов у «Феникса» и других структур Фридманов — около 2 млрд рублей. Стоимость услуг «Новоскора» для медучреждений — 250-300 рублей в час. За эти деньги он предоставляет медикам автомобиль, укомплектованный оборудованием для бригады скорой помощи, а также услуги водителя.
Поначалу дела у Фридманов шли бойко, пока в 2013 году бывший сотрудник АСИ Илья Ковалев не запустил конкурирующий проект «Новая скорая и неотложная помощь». Его куратор — АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу» (АИСС), которое также возглавляет Ковалев. Он же вошел в число учредителей АИСС, а вместе с ним — член правления, заместитель гендиректора ПАО «Газпром нефть» Владислав Барышников и Натан Винер (сын тренера по гимнастике Ирины Винер-Усмановой, жены миллиардера Алишера Усманова).
Оператор проекта — компания ООО «Эффективная система здравоохранения» Данилы Барышникова. Стоимость услуг ЭСЗ — 330-550 рублей в час.
- В наблюдательный совет АИСС входят: глава Минтранса РФ Евгений Дитрих, гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, замминистра труда Алексей Вовченко, замминистра промышленности и торговли Гульназ Кадырова, замминистра спорта Павел Новиков и другие (представителей Минздрава среди них нет).
- В бизнес-совете АИСС: заместитель гендиректора — руководитель аппарата ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» Игорь Асабин, Владислав Барышников, заместитель гендиректора «Русала» Олег Вайтман, президент Группы «ГАЗ» Владимир Сорокин и руководители других крупных российских компаний.
После появления проекта Ковалева-Барышникова позиции Фридманов на рынке сильно пошатнулись: из учрежденных ими ранее около 30 компаний, работавших в девяти регионах РФ, остались только четыре, а деятельность ограничилась родным Пермским краем.
Член правления, заместитель гендиректора по развитию международного бизнеса ПАО «Газпром нефть» Владислав Барышников.
Половина машин изношены
«Эффективная система здравоохранения» тоже заявляет, что ее поддерживает Минздрав. Евгений Фридман считает, что его конкурентам помогает договариваться с властями наличие весомого делового и административного лобби. «Эффективные системы здравоохранения» не имеют медицинского образования, в отличие от меня. Они бизнес-модель просто взяли нашу», — говорит Фридман.
В 2014-2018 годах ЭСЗ подписала соглашения о сотрудничестве с руководителями 20 регионов России: Чувашии, Мордовии, Карелии, Удмуртии, Курской, Орловской, Ленинградской и других областей.
- 20 тыс. автомобилей скорой помощи работает в государственных медучреждениях РФ
- 500 автомобилей в автопарке компании «Эффективная система здравоохранения»
- 43% составляет износ государственного автопарка системы скорой помощи
У государства нет денег на модернизацию автопарка скорой помощи, поэтому ему выгодна передача услуг на аутсорсинг, утверждают в АИСС. Ежегодно бюджет выделяет по 3-4 млрд рублей на закупку 1-2 тыс. автомобилей для скорой. А обновить требуется почти 9 тыс. машин.
В марте 2016-го президент Владимир Путин поручил главе Минздрава Веронике Скворцовой проанализировать опыт работы частных перевозчиков скорой помощи и к 1 июня 2016 года доложить, стоит ли тиражировать этот опыт на всю Россию.
МГ не удалось найти отчет Минздрава ни на сайте министерства, ни в других открытых источниках.
Минздрав, АИСС и «Эффективная система здравоохранения» проигнорировали запрос МГ об отчете перед президентом и о перспективах проекта.
Аутсорсинг дороже
В регионах эти перспективы оценивают по-разному. Например, в Ленобласти довольны результатами:
«Проект для нас интересен тем, что у руководителя медицинской организации не болит голова о том, на ходу ли машина или нет, как ее эксплуатировать. Медосмотр водителя, бензин, логистика — все это главврача теперь не волнует, он может сосредоточиться на выполнении услуг по оказанию медицинской помощи».
Регион в 2016 году заключил три контракта с ЭСЗ на 304 млн рублей со сроком до декабря 2018-го. ЭСЗ предоставила Ленобласти 31 укомплектованный медоборудованием автомобиль и пять резервных машин.
Ленобласть готова и дальше сотрудничать с ЭСЗ, хотя экономии, о которой заявляет АИСС, не наблюдает. Зато сократилось число поломок машин, сходов с рейсов из-за износа. Около 70 машин собственного автопарка скорой помощи в Ленобласти (31% всего автопарка, насчитывающего 223 единицы) прослужили больше пяти лет и требуют замены. Но в 2018 году область закупит только пять автомобилей для скорых.
В пресс-службе администрации Архангельской области МГ сообщили, что затраты на услуги скорых-аутсорсеров оказались на 29% выше, чем на использование собственного транспорта медучреждений. Но ЭСЗ помогла сократить долю изношенных автомобилей в системе скорой помощи с 72,8% до 50% (в 2013-2017 годах). В пресс-службе не уточнили, сколько именно машин предоставила компания-аутсорсер, а сколько регион закупил сам.
Медучреждения Архангельской области в 2015-2016 годах заключили четыре контракта с ЭСЗ на 158 млн рублей.
У Кировской области опыт работы с ЭСЗ оказался негативным. В 2016 году местные медучреждения заключили с компанией пятилетний контракт на 624 млн рублей. За эти деньги подрядчик предоставил медикам в аренду 39 автомобилей. То есть годовое обслуживание одного автомобиля стоит 3,2 млн рублей. Однако при содержании государственного автопарка на одну машину затраты составляют лишь 1,9 млн рублей в год, подсчитал глава Минздрава Кировской области Андрей Черняев. Но контракты продолжают действовать.
«Платон» для скорой
Многие врачи выступают против аутсорсеров. Так, в Саратове медработники в 2016 году устроили митинг протеста под лозунгом «Руки прочь от скорой помощи!». Но местная администрация все равно подписала соглашение о сотрудничестве с ЭСЗ.
Медики предполагают, что экспансия «Эффективной системы здравоохранения» приведет к тому, что федеральные власти создадут программу аутсорсинга скорой, а оператором выберут ЭСЗ — так же, как в 2015 году произошло с системой взимания платы с грузовиков «Платон». Ее оператором назначена компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), в которой 23,5% принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну миллиардера Аркадия Ротенберга. До апреля 2018 года Ротенберг-младший владел 50% РТИТС, но, попав под санкции США, продал часть пакета своим партнерам.
На «Платон» государство уже потратило около 60 млрд рублей. Из них 27 млрд рублей инвестировал в создание системы окологосударственный «Газпромбанк», плюс по 10,6 млрд рублей в год РТИТС получает из федерального бюджета — таковы условия контракта. При этом за время своего существования «Платон» собрал только 57 млрд рублей, они идут на ремонт и строительство дорог. Эти деньги можно было бы получить без привлечения компании Игоря Ротенберга — например, через налоговую систему, говорят перевозчики. Тогда государство не понесло бы миллиардных затрат на создание и финансирование посредника.