Следственный комитет России (СКР) завел очередное уголовное дело о мошенничестве и превышении должностных полномочий при госзакупках оборудования в учреждениях Федеральной системы исполнения наказаний (ФСИН). Фигуранты дела — Федеральное казенное учреждение «Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи ФСИН» (ФКУ), а также компании ООО «ИБС Экспертиза» и ООО «Микролинк-связь».
Правоохранительные органы обнаружили сговор при заключении госконтрактов ФКУ на поставку телекоммуникационного оборудования с этими компаниями.
В 2016 году «ИБС Экспертиза» выиграла контракт ФКУ на поставку 233 маршрутизаторов в учреждения ФСИН общей стоимостью около 48 млн рублей. Подрядчик заказал маршрутизаторы субподрядчику — изготовителю этих приборов «Микролинк-связь». Но «Микролинк-связь» за свои приборы получила только 28 млн рублей. А куда делись остальные 20 млн — разбирается следствие.
По обвинению в мошенничестве задержали трех руководителей «Микролинк-связь» — Александра Бугаевского, Сергея Измайлова и Юрия Орешкина. А также менеджера ООО «ИБС Экспертиза» Олега Пещерина.
Мало того, у СКР есть претензии и к приборам, которые изготовила «Микролинк-связь»: следователи считают, что в качестве опытного образца сотрудники компании взяли «низкокачественный дешевый товар» — маршрутизатор из Китая за 209 тыс. рублей и скопировали его. В итоге изготовленное оборудование тоже вышло некачественным. То есть хищение средств произошло дважды: реальная стоимость поставленных приборов ниже заявленной, плюс «ИБС Экспертиза» получила 20 млн рубле фактически лишь за посреднические услуги.
Обвиняемые не согласны с такой трактовкой событий. «Маршрутизатор разработан и создан специалистами ООО «Микролинк-связь», и все они вполне исправно работают во многих учреждениях ФСИН. Более того, если следствие считает, что они не соответствуют требуемому техзаданию, то отвечать за это должен в первую очередь госзаказчик в лице представителей ФСИН, не проверивший и оплативший якобы негодный товар», — цитирует «Коммерсантъ» Сергея Шутова, адвоката обвиняемого Бугаевского.
300 млрд рублей в год составляет бюджет системы ФСИН России.
ФСИН в последнее время чуть ли не еженедельно оказывается в центре громких скандалов. То Ильдар Дадин, приговоренный к трем годам колонии за нарушение правил проведения митингов и пикетов, делится воспоминаниями о том, как его пытали в Сегежской колонии. То в июле 2018 года в СМИ попадает видео, на кадрах которого сотрудники в ярославской исправительной колонии № 1 избивают заключенного Евгения Макарова. В середине июля СКР завершил расследование уголовного дела в отношении бывшего замдиректора ФСИН России Олега Коршунова по одному из эпизодов мошенничества. По данным следствия, в 2015 году Коршунов и гендиректор ООО Торгово-промышленная компания «ДАЦЕ Групп» Смбат Арутюнян вступили в преступный сговор. Они якобы хотели похитить 263 млн рублей, выделенные в 2016 году на закупку обуви для нужд ФСИН России.
А неделю назад СКР рассказал об очередном уголовном преступлении сотрудников ФСИН: экс-начальник Главного центра инженерно-технического обеспечения и связи ФСИН Игорь Шайков и его заместители Павел Щетинин и Андрей Краснюков якобы похитили 160 млн рублей при закупке компьютеров. Всех троих заключили под стражу 2 октября.
Публичной огласке предаются не только свежие скандалы, но и истории многолетней давности. Причем если раньше правоохранительные органы неизменно отрицали нарушения во ФСИН, то сейчас признают: дела в ведомстве идут неважно.
Одновременно в прессу с удивительной регулярностью просачиваются секретные подробности планируемого Кремлем реформирования ФСИН. «ФСИН снова войдет в структуру МВД, это решение уже принял президент Владимир Путин», — утверждает информированный источник издания ПАСМИ (учреждено Дмитрием Вербицким, майором МВД в отставке, членом Экспертного совета при президенте РФ по противодействию коррупции).
Сейчас ФСИН подведомственна Министерству юстиции, и многочисленные скандалы, всплывающие на поверхность, наводят на мысль, что оно не справляется с работой, надо ужесточить контроль за системой исполнения наказаний. А кому доверить такое важное дело, как не силовикам из МВД.