По федеральным стандартам при формировании территориальных программ Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) регионы должны исходить из среднего подушевого норматива — 3488,6 рубля. Однако в 2017 году 56 регионов, а в 2018-м — 52 региона занизили этот норматив, установила в ходе проверки Счетная палата РФ (СП). В итоге учреждения здравоохранения недополучили в 2017 году более 81 млрд рублей на оказание медицинских услуг, в 2018-м — более 65 млрд.
Это значит, что собранные с населения деньги в ФОМС идут не на лечение граждан, а на какие-то иные цели. Скажем, на деньги фондов их сотрудники ездят в курортные страны повышать свою квалификацию, хотя такие поездки в утвержденных Минздравом программах не были запланированы. Такое обучение работники самарского отделения ФОМС прошли во Вьетнаме и Греции, потратив на это больше 3,5 млн рублей. А в качестве отчетов о своей переподготовке предоставили статью из журнала «Вестник науки Сибири».
Сотрудники ФОМС регулярно выписывают себе материальную помощь за счет фонда. Например, один из заместителей начальника управления формирования доходов ФОМС получил субсидию 11,52 млн рублей, хотя малоимущим его назвать никак нельзя: он получал зарплату 121 тыс. рублей в месяц, а его жена имела квартиру в Объединенных Арабских Эмиратах площадью 155,8 м2.
Люди умирают неизвестно от чего
Конечно, при такой широте чиновничьих запросов денег на лечение населения не хватает.
Хроническое недофинансирование приводит к печальным результатам: например, растет детская смертность. В 2017 году она увеличилась в 19 регионах РФ. Больше всего дети умирают в Республике Адыгея (рост на 45,7% по сравнению с 2016 годов), в Мурманской (38,5%) и Новгородской областях (31,8%).
Стали привычными скандалы вокруг роддомов, сотрудников которых упрекают в некачественном предоставлении услуг. Так, в Ростове-на-Дону, который в 2017 году стал лидером по младенческой смертности в Южном федеральном округе РФ, в октябре 2018-го был уволен руководитель Ростовского областного перинатального центра (ПЦ) Валерий Буштырев. Глава ростовского Минздрава Татьяна Быковская обвинила его в финансовых нарушениях. Сам Буштырев утверждает, что ПЦ испытывает хронический дефицит средств, а врачи не могут оказывать пациентам должную медицинскую помощь. Буштырев подал в суд на территориальный фонд ОМС, обвиняя организацию в недофинасировании центра на сумму 71 млн рублей.
Увеличивается доля смертей от рака: в 2017 году по этой причине ушли из жизни 15,9% всех умерших, в 2016-м — 15,6%, подсчитали эксперты Московского научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена.
Россияне вообще вымирают ускоренными темпами. Число умерших стабильно превышает число родившихся (на 180,5 тыс. человек за январь-октябрь 2018-го), и этот показатель растет (в 2017-м было 114,9 тыс.).
В 2012 году президент РФ Владимир Путин в майском указе поставил перед Минздравом задачу снизить к 2018 году смертность от некоторых заболеваний (сердечно-сосудистых, туберкулеза и др.), а также младенческую. В результате народ действительно прекратил слишком часто умирать по этим причинам. Зато многие россияне за эти шесть лет умудрились заболеть редкими и ранее почти не встречавшимися в стране недугами — и умерли от них. У части пациентов врачи вообще не смогли определить причину смерти. Число редких патологий нервной, эндокринной и мочеполовой систем, психики выросло за этот период в 1,7 раза, дав возможность сократиться смертности от упомянутых в указе Путина причин, заметили эксперты РАНХиГС. Ученые пока не могут объяснить этот феномен, но прогнозируют следующий всплеск редких заболеваний к 2024 году, к концу следующего президентского срока Путина, когда чиновникам надо будет отчитываться о дальнейшем сокращении смертности от инфаркта и туберкулеза.
Лекарственный вопрос
У Минздрава нет утвержденных стандартов медицинской помощи по многим распространенным заболеваниям, по которым лечение должно проводиться бесплатно, по программам государственных гарантий (мочекаменная болезнь, железодефицитная анемия, цистит и др.), — утверждают аудиторы Счетной палаты. В результате пациенты не могут получить гарантированного им лечения. Так же как и с получением лекарств из спецперечней, по которым препараты отпускаются бесплатно или со скидкой в 50%. Списки этих лекарств в разных регионах отличаются в разы — от 171 до 719 — и постоянно оказывается, что в перечне нет препарата, который нужен больному, приходится покупать его по полной стоимости.
Эксперты давно говорят о лекарственной проблеме. Например, в государственный перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) попадают не те лекарства, которые нужны пациентам, а те, что лоббируются производителями, говорят эксперты. В итоге клиникам нечем лечить пациентов. Не помогло решить проблему даже вмешательство Путина.
«ФЗ-44 (о контрактной системе в госзакупках. — МГ) оперирует понятием цены: что дешевле, то и покупаем. Понятия «качество» в нем нет. Перечень ЖНВЛП возник как инструмент сдерживания цен государством, но он не обеспечивает пациентов лекарствами и не финансируется. В перечень включено много препаратов, мягко говоря не являющихся жизненно важными. С другой стороны, в нем нет многих препаратов, неприменение которых влечет серьезное ухудшение состояния человека. Включение препаратов в перечень — всего лишь допуск к возможности их закупки регионами. Но это не значит, что на нее выделяются деньги», — говорит Руслан Древаль, управляющий партнер аналитической компании PharmExperience.
По его мнению, нужно не только утвердить корректные перечни препаратов, в том числе жизненно важных, а также льготных, но и гарантировать предоставление этих лекарств пациентам.