Фото: Сергей Коньков

Пумпянский отобрал «Звезду» у Плавника

Основной владелец и глава двигателестроительного холдинга «Звезда» Павел Плавник (на фото) утратил контроль над своими производственными активами общей стоимостью 2,3 млрд рублей. Главная компания холдинга — ПАО «Звезда», единственный в России производитель судовых двигателей для боевых кораблей. Предприятия достались уральскому миллиардеру Дмитрию Пумпянскому, который еще в конце прошлого года создал с Плавником совместное предприятие.


Фото: Сергей Коньков

Павел Плавник напрямую и через принадлежащие ему компании («Техноприбор-М», «ПИК Звезда», ПАО «Компаний Гермес») контролировал 91% ПАО «Звезда» до 14 июня. Теперь все эти акции перешли екатеринбургским компаниям «Дилинг», «ЕвроИнвест», «Акцент» и «Уральский дизель-моторный завод» (этот завод единственный из всех новых владельцев напрямую входит в группу «Синара» Пумпянского).

Неделей ранее досрочно были прекращены полномочия членов совета директоров во главе с Павлом Плавником и избран новый совет директоров, куда вошли представители «Синары».

Павел Плавник не стал комментировать сделку, а «Синара» обещала предоставить комментарий позже. Несколько источников МГ в отрасли небезосновательно предположили, что сделка была вынужденной. «Возможно, сделка была безденежной — с учетом того, что в последнее время «Звездой» активно заинтересовались правоохранительные органы. Вы же знаете, как у нас: был бы человек, а статья найдется. Еще у Плавника складывались достаточно напряженные отношения с руководством Минпромторга. В частности, по поводу финансирования производства новых двигателей семейства «Пульсар». Об этом стало известно даже руководству страны. Не могу знать весь объем информации, который доходил до главы государства, но, возможно, она не отражала реальное положение дел. Нельзя исключать, что теперь контроль над предприятием получили дружественные Минпромторгу люди, и, возможно, теперь в бюджете найдутся средства на новый двигатель», — говорит петербургский промышленник.

Другой собеседник МГ отмечает, что Павлу Плавнику чуть ли не сам президент РФ Владимир Путин с подачи Минпромторга настоятельно рекомендовал передать завод в надежные руки.

 

Министр написал

Запуск строительства серии малых ракетных кораблей «Каракурт» привел к резкому увеличению спроса на высокооборотные дизельные двигатели, которые в России собирает только «Звезда». Предприятие получило рекордный госзаказ на ремонт и выпуск новых силовых агрегатов для кораблей на 2018 год, выручка завода достигнет 3 млрд рублей. А по итогам 2017-го оборот ПАО «Звезда» составил 2,1 млрд рублей, 14 млн рублей — чистая прибыль.

В марте этого года Генпрокуратура провела проверку на «Звезде», связанную с несвоевременным исполнением гособоронзаказа. Впрочем, ранее и сам Павел Плавник говорил, что объем военных заказов нарастает быстрее производственных возможностей предприятия. Долгие годы «Звезда», как и многие другие оборонные заводы России, не была востребована так сильно, как сегодня. Из-за чего предприятие лишилось материальной базы, сервисных центров, персонала. Восстановить все в одночасье невозможно, скажет любой промышленник. При этом каждый оборонщик понимает, что за срыв гособоронзаказа ему грозит уголовная ответственность.

Собеседник МГ отметила, что проверка проводилась сотрудниками федерального ведомства, специально направленными в Петербург из Москвы. Инициировал проверку, по словам собеседника, Минпромторг: поступивший в феврале в Генпрокуратуру запрос подписал министр Денис Мантуров.

 

Надежный партнер

Проект «Пульсар» — это новый дизельный двигатель мощностью от 400 до 1440 кВт, разработанный «Звездой» совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL List GmbH. Минпромторг софинансировал разработку, а средств на новое производство не нашлось. «Звезде» одной не под силу вытянуть 10-миллиардный проект. В итоге «Звезда», отказавшись от локализации многих деталей, удешевила проект до 4,7 млрд рублей и даже заручилась финансовой поддержкой Евразийского банка развития, возглавляемого Андреем Бельяниновым (бывший глава Федеральной таможенной службы).

В то же время Минпромторг настаивал на создании «Чемпиона отрасли» — одного крупного двигателестроительного завода, которому ведомство готово оказать финансовую поддержку. Идея эволюционировала в создание двух «Чемпионов» с различными типами двигателей — на базе «Синары» и «Трансмашхолдинга». Уже тогда стало понятно, что «Звезде» остается только выбрать, к кому присоединиться. Павел Плавник выбрал «Синару». В конце прошлого года он создал совместное предприятие с Дмитрием Пумпянским — ООО «НПК «Звезда», с капиталом в 2 млн рублей. В капитал СП вносились не деньги, а имущество партнеров. Большую долю (50,5%) в СП получило входящее в «Синару» ООО «Уральский дизель-моторный завод», а ПАО «Звезда» досталось 49,5%. Зато Павел Плавник возглавил новое предприятие.

После смены собственника на «Звезду» придет другая команда, считают собеседники МГ. Хотя они и говорят, что Павел Плавник получит руководящую должность. «Вряд ли он останется надолго», — говорит один из источников.

Люди из команды Плавника уже смотрят на выход. Так, в ближайшем будущем должность генерального директора ООО «Звезда-Сервис» (отвечает за сервисное обслуживание двигателей, в разное время поставленных Военно-морскому флоту) покинет Арам Арутюнян, которого Плавник год назад пригласил специально для развития данного направления.

Эксперты оценивают активы «Звезды», доставшиеся Пумпянскому, в 2,5 млрд рублей. Акции ПАО «Звезда» котируются на Московской бирже. «В сделках с пакетами котируемых акций в качестве базы можно взять среднюю цену за последние полгода, тем более когда речь идет о контроле или блок-пакете. То есть можно исходить из капитализации около 2,5 млрд рублей», — полагает аналитик АО «ФИНАМ».

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...
Таможенный брокер Гестион. Полный комплекс таможенных услуг, таможенное оформление, разрешение таможенных споров, консалтинг для участников ВЭД, перевозки грузов.