«Газпром» и РЖД возобновляют проект строительства железной дороги к порту Сабетта, которая соединит Северный широтный ход с Северным морским путем, что позволит сократить транспортные издержки, разгрузить Транссиб и ускорить вывоз углеводородов из России.
Правительство РФ собирается подписать с «Газпромом» (либо с его «дочкой» «Газпромтранс») и РЖД концессионное соглашение о строительстве железной дороги Бованенково — Сабетта. Переговоры об участии в проектной компании идут и с «Новатэком», пишут «Ведомости» со ссылкой на три своих источника.
В декабре 2015-го Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа подписало с московским ООО «ВИС ТрансСтрой» (входит в Группу «ВИС») соглашение о государственно-частном партнерстве по созданию и эксплуатации новой железнодорожной линии необщего пользования Бованенково – Сабетта протяженностью 170 км. По условиям соглашения ООО обязалось спроектировать, построить и запустить железнодорожную линию в коммерческую эксплуатацию. Стоимость строительства оценили тогда в 113-115 млрд рублей.
Проект строительства самой северной железной дороги обсуждался в августе на совещании у вице-премьера Максима Акимова. Источники «Ведомостей» говорят, что теперь контракт с ООО «ВИС ТрансСтрой» планируют расторгнуть и подписать новый.
Строительство участка Бованенково – Сабетта выведет строящийся Северный широтный ход к Северному морскому пути, что позволит связать месторождения в Западной Сибири с портами Балтийского, Белого и Баренцева морей.
Осенью 2018-го подписано концессионное соглашение о строительстве Северного широтного хода между Росжелдором и специально созданной проектной компанией ООО «СШХ» (50,1% долей принадлежит ООО УК «СШХ», подконтрольное ООО «Спецтрансстрой» Юрия Рейльяна, остальные 49,9% контролирует «дочке» РЖД — АО «КРП-инвест»). Северный широтный ход протяженностью 707 км (Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево) оценивается в 236,7 млрд рублей. Он соединит Северную железную дорогу со Свердловской, что сократит транспортное плечо для грузоотправителей Уральского федерального округа, а также позволит разгрузить Транссиб.
Северный широтный ход позволит к 2025 году нарастить объемы перевозок на 23,9 млн тонн в год. Потенциальные грузоотправители — нефтегазовые компании: ОАО «Новатэк», ЗАО «Геотрансгаз», ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс», ООО «Газпромтранс», ОАО «Роснефтегаз» и ЗАО «Роспан Интернешнл».