С 20 августа 2018 года всеволожский завод работает в режиме четырехдневной рабочей недели, а фактически, из-за регулярных простоев, лишь три дня в неделю, говорит председатель первичной организации Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) Игорь Темченко.
«Весь декабрь будем стоять точно, а дальше — неизвестно. Информация, конечно, неофициальная, но руководство, вплоть до генерального директора Олега Маслякова, ее не отрицает. Официально о новом графике, как обычно, объявят за пару дней», — утверждает собеседник МГ на предприятии.
В 2018 году «Форд» уже приостанавливал производство на шесть недель: уйдя в плановый ежегодный оплачиваемый отпуск (с 9-го по 27 июля), завод продлил каникулы еще на три недели — с 27 июля по 19 августа. В это время рабочие получали две трети обычного оклада. Представитель первичной профсоюзной организации «Форд» на территории завода Артем Яшенков говорил тогда, что руководство объясняло причины простоя спадом производства и продаж. Однако сам «Форд» в комментариях прессе утверждал, что завод «находится на стандартных летних каникулах».
В сентябре «Форд» чередовал четырехдневную рабочую неделю с трехдневной, а в октябре, по словам Темченко, стал работать лишь три дня в неделю. При этом, как сообщал источник МГ на предприятии, в сентябре ежедневный выпуск авто сократился со 108 до 90 штук. В сентябре завод выпустил на тысячу машин меньше, чем в июне, когда объем производства составил 2260 авто. Объем выпуска по итогам октября может составить 1350 авто. В декабре предполагалось собрать около 1,5 тыс. машин, но если конвейер будет стоять, то выполнить план не удастся.
Продажи сокращаются
Выпуск машин на «Форде» за пять лет сократился в 3,5 раза, говорят в агентстве «Auto-Dealer-СПб»: если в 2013 году завод произвел 70 тыс. единиц техники, то в 2017-м всего 20 тыс. Для сравнения: петербургский завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в 2017 году собрал 233,5 тыс. машин Hyundai, местный «Ниссан» — 45,83 тыс. машин, «Тойота Мотор» — 66,7 тыс.
- В кризис 2015года продажи «Форда» в Петербурге обвалились на 37% по сравнению с 2014-м, до 7060 авто, в 2016 году они подросли до 7499 машин, в 2017-м — до 8697 штук, на 16%, подсчитал «Auto-Dealer-СПб». В целом по России продажи «Форда» выросли на 18,4%: в 2017 году компания продала 50,36 тыс. новых машин против 42,53 тыс. в 2016-м (данные компании auto.VERcity).
В январе-октябре 2018-го продажи упали по сравнению с тем же периодом прошлого года на 4%: в 2018 году продано 38,21 тыс. автомобиля «Форд», а в январе-октябре 2017-го — 39,73 тыс. Немного упали в России и показатели выпускаемого на всеволожском заводе Ford Focus: с 10,85 тыс. за январь-сентябрь 2017 года до 10,19 тыс. — за тот же период 2018-го (минус 6%). Российский спрос на вторую модель, которую собирает предприятие, Ford Mondeo, тоже снизился: с 2,1 тыс. за девять месяцев 2017 года до 1,7 тыс. в 2018-м (минус 19%).
Эксперты объясняют падение спроса на изделия всеволожского завода превосходством корейских и японских марок, а также вытеснением автомобилей С-класса, к которым относится Ford Focus, легкими внедорожниками класса SUV.
Руководство маневрирует
На авторынке уже несколько лет ходят слухи о планируемом закрытии всеволожской площадки. Но «Форд Соллерс Холдинг» (совместное предприятие Ford Motor Company и ОАО «Соллерс», управляющее заводами Ford в Татарстане и Ленобласти) утверждает, что не собирается ни закрывать всеволожский завод, ни снимать с конвейера выпускаемые на нем модели. Более того, летом 2017 года генеральный директор ПАО «Соллерс» Вадим Швецов заявил, что в течение трех лет (то есть ориентировочно в 2020 году) всеволожский завод начнет производство внедорожников класса LCV.
Швецов признал, что компания озабочена изменением спроса. «Сегодня мы делаем глобальный маневр по продуктам. У нас хорошо идут дела по внедорожникам, но не очень хорошо с малолитражками. Конкуренция с KIA, Hyundai нам становится сложна: мы выпускаем хорошие продукты, но они завышены по стоимости к ожиданиям наших потребителей. Поэтому мы стараемся переключиться на производство внедорожников, в том числе малых», — объяснял Вадим Швецов «Коммерсанту» в июне 2017-го.
Досрочное Рождество
Однако рабочие предприятия пока не почувствовали улучшений от «глобального маневра». Спад производства ударил по заработкам порядка 800 сотрудников «Форда» во Всеволожске. После августовского повышения на 3% средняя зарплата на «Форде» официально составила 46 тыс. рублей в месяц. Четырехдневный график сократил ее на 24% — до 35 тыс., а однодневные простои, ставшие регулярными в октябре, — до 32 тыс. (дни простоя оплачиваются в размере 2/3 заработка). «Если в декабре завод встанет, к Новому году сотрудники получат на руки 23 тыс. рублей», — констатирует Темченко.
Бедственное материальное положение трудящихся может привести к забастовке. «Вчера мы передали работодателю наши требования. Все будет зависеть от того, какой ответ мы получим», — сообщил Артем Яшенков. На 2 ноября назначена конференция трудового коллектива, которая может принять решение о начале стачки.