Казалось бы, встреча в Хельсинки для Дональда Трампа важна больше, чем для Владимира Путина. Трампу нужно собрать как можно больше козырей (trump — в переводе с англ. «козырь») для своей республиканской партии к ноябрьским выборам в конгресс США — чтобы американский избиратель понял, что не зря два года назад отдал голос за кандидата-республиканца на президентских выборах.
Предвыборные карты
Пока у Трампа в этом смысле дела идут не гладко. С одной стороны, у него в руках козырный король — северокорейский лидер Ким Чен Ын, которого президент США еще совсем недавно именовал «больным щенком». А после того, как в июне Дональд и Ким встретились на саммите в Сингапуре, глава КНДР больше не обижается и не называет американского коллегу «слабоумным стариком», а, наоборот, призывает забыть все разногласия между ними. И улыбался Ын Трампу по-настоящему, а не нарисованной улыбкой, как главе МИДа РФ Сергею Лаврову на канале «Россия-1».
С другой стороны, Трамп растерял сильные карты, поссорившись с Евросоюзом из-за выхода из ядерной сделки с Ираном. В результате обиженные на него европейские лидеры по очереди съездили в гости к Владимиру Путину, заверив российского президента в глубоком уважении и получив взамен цветочные букеты.
Путин в сложившейся ситуации — это козырный туз для Дональда Трампа. И как соратник в борьбе с мировым терроризмом, и как второй «великий диктатор» после Ким Чен Ына, с которым Трамп может подружиться. И как потенциальный союзник в отношениях с европейскими странами — там ведь тоже случаются выборы президентов, а Москве в последнее время в этом смысле очень везет: в зарубежных выборах побеждает именно тот лидер, который выгоден для России.
Поэтому Трамп все последние дни в многочисленных интервью западным СМИ и в собственном «Твиттере» настойчиво посылал Путину недвусмысленные реверансы. Заявлял, что российский президент — не враг Америке, а ее «конкурент», и с Россией необходимо дружить. И признавался, что с «нетерпением ждет» встречи с Путиным, надеясь с ним «хорошо поладить». И даже что он «всю свою жизнь был готов» встретиться с Владимиром Владимировичем.
Путин отвечает и выигрывает
Сам же Путин все это время многозначительно молчал — у него, мол, есть дела и поважнее встречи с Трампом. Например, вчерашний финал Чемпионата мира по футболу, где российский лидер, стоя под зонтом рядом с насквозь мокрым от дождя президентом Франции Эммануэлем Макроном, в очередной раз продемонстрировал, кого стоит защищать от стихии, а кого не обязательно.
За Путина говорили его пресс-секретарь Дмитрий Песков, Сергей Лавров и дипломатический помощник Юрий Ушаков. Но и они старательно подчеркивали, что не ждут из Хельсинки судьбоносных новостей — повестка-то банальная: Сирия, Украина, Иран, санкции — все это вопросы, которые Дональд Трамп единолично не решает, поэтому и серьезных результатов для России переговоры с американским президентом не принесут. Это у нас, мол, если Путин скажет что-то — на международном ли саммите или на Прямой линии со страной — так считай, это уже сделано. А у них в Америке всем рулит конгресс. Так что не стоит всерьез принимать заявления Трампа вроде того, что он недавно сказал про Крым: «Посмотрим» — в ответ на вопрос журналистов, готов ли Вашингтон признать полуостров российским.
Путин не изменил своей традиции и опоздал на встречу с Трампом, который почти час ждал его в Хельсинки в президентском дворце, коротая время в «Твиттере». «Наши отношения с Россией НИКОГДА не были хуже из-за многолетних безрассудства и глупости США и сфабрикованной охоты на ведьм», — написал президент США.
Однако как бы демонстративно Путин ни игнорировал активность американского президента, для нацлидера РФ эта встреча не менее важна, чем для Трампа. Ведь на свой последний президентский срок Путин запланировал масштабные реформы с крайне непопулярными мерами: тут и повышение пенсионного возраста, и увеличение НДС, и борьба с «серыми» самозанятыми. И без лояльности населения ему не обойтись. А ее, эту лояльность, Владимир Владимирович сильно подрастерял: пожар в Кемерово показал, что никто не спасет людей, которые горят на глазах у всей страны, а во время июньской Прямой линии с Путиным россияне в очередной раз убедились, что в стране не работают никакие государственные институты и без президента ни шприцы в больницу не купить, ни рост цен на бензин не остановить.
Футбольный чемпионат окончательно расставил точки над i: привычных очередей на вход-выход возле стадионов нет, транспорт в городах-участниках мундиаля работает отлично, гостиницы и тренировочные базы — без нареканий, полицейские улыбаются даже россиянам. «Могут же, когда хотят! — с досадой подумали граждане РФ. — А без мундиаля, значит, не хотят. Мы для них, значит, никто в сравнении с иностранцами».
И в такой обстановке встреча с Трампом для Владимира Путина имеет важнейшее значение: даже если по ее итогам стороны лишь заявят, что готовы продолжать диалог, российский президент сможет положить в свою политическую копилку прекращение холодной войны между РФ и США. А за это россияне, глядишь, и простят ему пенсии с НДС.