Безнадежный рост

Нефтяные котировки рванули вверх — главный итог прошедшего в Аргентине саммита G20, где Россия договорилась с Саудовской Аравией по нефти, а Америка с Китаем — по пошлинам. Кажущееся позитивным событие негативно отразится на жизни простых россиян.

3 декабря 2018 в 20:17 | Автор: | Категории: Антон Силуанов, Персоны, Экономика

Президент РФ Владимир Путин и наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед ибн Салман договорились о сокращении нефтедобычи — событие, безусловно, позитивное для нефтяного рынка, но, по мнению аналитиков, недостаточное, чтобы цены на нефть начали уверенно расти. Главной движущей силой нефтяных котировок, по мнению экспертов, стало торговое перемирие двух крупнейших экономических держав: Китая и США. Штаты пообещали не вводить пошлины на импорт товаров из Китая общей стоимостью $200 млрд, а Пекин обязался наращивать закупки товаров американского производства. Угроза экономического спада в Поднебесной, нависшая над сырьевыми рынками, миновала.

Благие вести воодушевили нефтяных трейдеров. Баррель сорта Brent подпрыгнул в цене на 5,6%, до $62,5 утром 3 декабря.

Все в руках спекулянтов

Путин и Салман — представители крупнейших нефтедобывающих держав — одобрили новую сделку по сокращению добычи. Правда, об объемах сокращения нефтедобычи не договорились. «Окончательной точки нет, по поводу объемов, — заявил Владимир Путин журналистам на саммите G20 в Буэнос-Айресе. — Вместе с Саудовской Аравией будем это делать, и какая бы окончательная цифра ни появилась при этом совместном решении, мы договорились о том, что будем мониторить ситуацию на рынке и оперативно на нее реагировать».

Глава Минэнерго Объединенных Арабских Эмиратов и президент ОПЕК Сухаль аль-Мазруи уточнил, что конкретику прорабатывает технический комитет. Ранее сообщалось, что нефтяным министрам, которые соберутся 6 декабря в Вене, рекомендуют сократить добычу на 1,3 млн баррелей в сутки. Такой объем, по оценке ОПЕК, нужно убрать с рынка, чтобы не допустить в 2019 году избытка нефти, который может возникнуть из-за увеличения сланцевой добычи в США.

Договоренности двух нефтяных держав по принципиальным вопросам — важный момент, но, по мнению аналитика «Инвестиционного холдинга ФИНАМ» Сергея Дроздова, в первую очередь, повышение нефтяных цен связано с тем, что Вашингтону и Пекину удалось поставить торговый спор на паузу. «И это, безусловно, на данном этапе является позитивным для мировых фондовых рынков и сырьевых, включая валюты развивающихся рынков — и развивающиеся рынки в целом», — уверен эксперт.

Нефть нам не поможет

По прогнозам аналитиков цена нефти в конце 2018-го — первом квартале 2019-го будет колебаться в широком диапазоне: $58-$71 за баррель. «Мы находимся в таком положении, когда высокие цены на нефть никак не отражаются на нашем кармане. У нас были два месяца назад высокие цены на нефть (3 октября они достигли пиковой отметки в $86,29 за баррель): мы не получили даже преференций в виде более-менее справедливого курса доллара», — замечает аналитик.

В июне зампред Правительства РФ, министр финансов Антон Силуанов заявил, что доллар мог бы стоить 50 рублей, если бы не бюджетное правило: все доходы от продажи нефти по цене выше $40 за баррель Минфин направлял на скупку иностранной валюты.

По мнению Дроздова, именно монетарная политика государства, а не алчность нефтяников привела к бензиновому кризису, разразившемуся в России этой осенью. При слабом рубле и высоких нефтяных ценах для бизнеса естественно продавать продукт на внешний рынок.

«Россия попала в ловушку, когда даже при росте цен на нефть ВВП не может разогнаться больше, чем на 1,5%. Влияют негативные ожидания — сдерживается рост потребления. Инвестиции компаний тоже не увеличиваются, так как люди не ожидают ничего хорошего от этих инвестиций. Кроме нефтегазового сектора, мы не видим увеличения деловой активности в других секторах», — констатирует Владимир Киселев, аналитик ИК «Доходъ».

Спад неизбежен

По данным Росстата, ВВП РФ за третий квартал вырос 1,3% при ценах на нефть около $71.

Владимир Киселев полагает, что в краткосрочной перспективе цены на нефть могут вернуться к $70, но в долгосрочной они будут находиться на уровне $60 и ниже. «Показатели сокращения у ОПЕК будут гораздо ниже, чем 1,3 млн баррелей: объем снижения будет в районе 600 тыс. баррелей, которые страны нарастили за последние полгода. И в любом случае будет вопрос, будут ли компании это сокращение выполнять: у всех крупнейших российских компаний планы наращивать добычу. Соглашение может продлиться три или шесть месяцев — а потом снова увеличится добыча, и цены сократятся», — объясняет эксперт. При цене $50-60 рост ВВП останется в пределах 1% и ниже, это можно назвать стагнацией для развивающейся экономики, резюмирует эксперт.

Мировая экономика циклична, и сейчас она находится на пике, с которого неизбежно свалится через год-два, предупреждает Дроздов. Вместе с ней из-за падения спроса отправится и цена на черное золото. «Наверное, тогда наш ВВП уйдет в отрицательную зону», — предположил аналитик.

Так что россиянам предстоит мириться с сокращением доходов и ростом цен на бензин, а они будут расти независимо от динамики нефтяных котировок на мировом рынке.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Экспорт нефти и газа

Нефть, нефтепродукты и газ — главные экспортные товары России, на них приходится 62,5% доходов от годового экспорта страны, или $223 млрд за 2017 год.

В десятку крупнейших покупателей российских энергоресурсов входят Нидерланды (16% годового экспорта минеральных продуктов), Китай (15,7%), Германия (6,6%), Южная Корея (4,9%), Польша (4,6%), Япония (4,3%), Италия (4,1%), Беларусь (3,9%), Турция (3,5%), Финляндия (2,7%).

Подробнее

В начале 2000-х годов российская экономика подхватила «Голландскую болезнь» — эффект Гронингена — негативный эффект, оказываемый укреплением курса национальной валюты на экономику. Эффект получил название от Гронингенского газового месторождения, открытого в 1959 году на севере Нидерландов. Стремительный рост доходов от экспорта газа привел к укреплению национальной валюты, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности, увеличению инфляции, безработицы, падению реальных доходов населения. Рост цен на нефть в середине 1970-х и начале 1980-х годов вызвал подобный эффект в Саудовской Аравии, Нигерии, Мексике.

Зависимость российской экономики от экспорта энергоресурсов усиливалась начиная с 1998 года, когда нефтяные котировки достигли минимальных отметок — $11 за баррель, что стало одной из причин дефолта России в 1998 году. Тогда страны ОПЕК сумели договориться о сокращении добычи нефти, и к середине 2000 года цены достигли $30 за баррель. К январю 2008 года, впервые за всю историю, цена бочки нефти превысила $100, а в июле того же года котировки нефти достигали $147.

В октябре 2008 года из-за стремительного развития глобального экономического кризиса цена на нефть рухнула до $67 за баррель, что привело к катастрофическому обвалу рубля и дефициту бюджета. В 2009-м цены начали восстанавливаться, добравшись в 2013-м до отметки в $125 за баррель. Но с середины 2014 года из-за избытка сырья на рынке, вызванного, в частности, ростом добычи сланцевой нефти в США, нефть сталатерять в цене. К началу 2016-го из-за отмены санкций в отношении Ирана стоимость бочки нефти опустилась до $27,72. В декабре 2016-го страны ОПЕК и Россия договорились о сокращении добычи нефти, что позволило вернуть цены к росту.

МГ следит за динамикой цен на нефть.

Читайте также:

Загрузка...
Экспертный Консалтинг