Свыше 30 млн человек в России находятся в сфере черного рынка труда. Примерно 80-85% от этого числа — лица наемного труда, 15-20% — самозанятые. Доходы бюджетной системы, выпадающие из-за теневой занятости — 2,5 трлн рублей в год только по Пенсионному фонду, и еще около 650 млрд — по Фонду ОМС. Однако закон о налогообложении самозанятых (принят Думой в первом чтении 25 октября — прим. ред.) — бюрократическая попытка изобразить поиск решения проблемы.
В законопроекте говорится, что самозанятый сам декларирует размер своих доходов (нижней планки нет, верхняя — 2 млн рублей в год или 200 тыс. в месяц). Можно заявить, что ваш годовой доход составляет 100 рублей и на основании этого заявления отчислять средства в размере 4% дохода (1,5% — в ФОМС и 2,5% — в региональный бюджет). Штрафы с самозанятых за неуплату налога предлагают взимать в размере того же самостоятельно продекларированного дохода в 100 рублей.
При этом никакого реального перехода самозанятых на эту опцию происходить не будет, или он будет ничтожным. На мой вопрос Андрею Макарову (глава думского комитета по бюджету и налогам — прим. ред.): «В чем реальная мотивация для водителей или репетиторов, работающих индивидуально, регистрироваться в качестве самозанятых?» внятного ответа не прозвучало. Зато начнется переток людей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в самозанятые.
Зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, которые платят налог на вмененный доход или работают с упрощенной системой налогообложения, такой переход удобен. При «упрощенке» надо перечислять 6%, а здесь — только 4%. При «вмененке» размер ставки определяют местные органы власти, а здесь налогоплательщик сам говорит, какой у него доход.
Такой трансферт может создать риски для местных бюджетов. Сегодня они в значительной степени формируются из отчислений малого бизнеса. Если лет десять назад такие отчисления вносили второстепенный вклад примерно в 8-10%, то сегодня даже в городах-полумиллионниках они формируют около 20% местных доходов. К сожалению, эти риски авторами закона никак не просчитывались.
Сбор налогов с самозанятых — не первоочередная задача. Прежде всего, необходимо решать проблему теневого рынка труда. Во-первых, надо отсечь от любых государственных налоговых льгот, заказов и подрядов компании, использующие черную занятость. Есть смысл применять к ним повышенную налоговую ставку — на 5-10% выше обычного. Во-вторых, нужно вести борьбу с крупными (в том числе государственными) компаниями, такими как «Газпром», «Роснефть», «Аэрофлот», уклоняющимися от налогов. Офшор — это модель, при которой бизнес сам для себя определяет налоговую ставку. Но если государство ежегодно освобождает собственные компании от уплаты налогов на десятки миллиардов долларов, как оно может спрашивать с самозанятых за то, что они не платят подоходный налог?
По мере решения этих двух глобальных задач можно переходить к модели, подталкивающей людей, работающих в неформальном секторе, к легализации. Меры эти кому-то могут не понравиться, но это будет справедливо. Однако на сегодняшний день говорить об этом рано. Самозанятые видят, как многомиллиардные состояния создаются из пустоты, путем уклонения от налогообложения, и резонно задают вопрос: «Почему мы должны нести налоговую нагрузку?».