Годовой объем продаж через P2P-платформы — соцсети, мессенджеры, онлайн-доски объявлений — достиг в России 591 млрд рублей, подсчитали аналитики агентства Data Insight.
P2P-платформами пользуются 39 млн покупателей и 22 млн продавцов.
Большая часть продаж (33%) приходится на сервисы объявлений (например, Avito, Auto.ru, Юла), 26% — на социальные сети, 21% — на сайты sharing economy (Airbnb, BlaBlaCar, YouDo и другие), 16% — на мессенджеры и 4% — на совместные покупки (объединение пользователей для оптовых заказов).
Средний чек покупки на P2P-платформах составляет 1,5 тыс. рублей.
Чаще всего через соцсети и мессенджеры люди покупают одежду и обувь. Объем продаж таких товаров превышает 100 млрд рублей в год. На втором месте — электроника и бытовая техника, на третьем — услуги по аренде недвижимости.
P2P-платформы обеспечивают торговым компаниям 40% выручки, а 53,4% — собственные сайты и приложения компаний.
Самая популярная у торговых компаний социальная сеть — «ВКонтакте». Здесь свои услуги и товары предлагают 15% предприятий. На втором месте — Instagram (5,9%), на третьем — «Одноклассники» (3,8%).
Частные лица предпочитают продавать через специализированные сайты объявлений (71%), реже — через соцсети (37%).
Исследование проводилось с марта 2017 года по март 2018 года.
Для сравнения: объем продаж классических онлайн-ритейлеров, таких как Ozon.ru и Aliexpress, за 2017 год составил 1,04 трлн рублей (по данные Ассоциации компаний интернет-торговли).