Фото: abnews.ru

Таможенные новации завершились коллапсом

Запуск нового таможенного сервиса обернулся катастрофой: платежи встали, а вместе с ними и грузы. Таможенные представители не могут задекларировать ввозимый товар. В Федеральной таможенной службе уверяют, что сервис работает нормально.

21 сентября 2018 в 21:20 | Автор: | Категории: Экономика

Фото: abnews.ru

Федеральная таможенная служба (ФТС) России начала с 13 сентября переводить участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на новый комплекс программных средств (КПС) «Лицевые счета-ЕЛС» (ЕЛС) для уплаты таможенных платежей: пошлин и налогов. Система, задуманная для упрощения таможенного администрирования, обернулась для участников ВЭД катастрофой и миллионными убытками. Проблем оказалось не меньше, чем при внедрении передовых технологий (предварительного информирования, электронного декларирования), сетуют участники рынка.

Запуск нового сервиса оставит без дохода (около 1 млрд рублей в год) существующие платежные системы «Раунд» и «Таможенная карта», контролируемые авторитетными в таможенном бизнесе лицами и финансовыми институтами.

 

Все встало

«С прошлой пятницы мы не можем задекларировать ввозимый товар. Хотя все оплатили, деньги ушли в таможню. Но декларацию у нас не берут, объясняя, что не видят денег. Выяснилось, что ФТС перевела нас принудительно на ЕЛС, а там другой код бюджетной классификации. О переводе нас не уведомили. Мы оплатили налоги и пошлины традиционным способом: через платежную систему «Раунд». Теперь нам предлагают отозвать платеж и заплатить снова, но только через ЕЛС. На это уйдет не менее 30 дней. Все это время груз будет храниться на таможенном складе. Потому что у нас не принимают декларацию без оплаты таможенных платежей. Мы пытаемся ее подать с пятницы», — объясняет глава таможенного представителя «Гестион» Станислав Кисс. По его словам, такая ситуация у всех участников ВЭД, принудительно переведенных на ЕЛС.

Еще одна проблема новой системы в том, что она не позволяет указывать в декларации двух финансово ответственных юридических лиц — импортера и его таможенного представителя. Система блокирует списание таможенных платежей, что приносит участникам ВЭД дополнительные сложности. «И эта проблема неустранима», — посетовал один из участников ВЭД.

Выходов из сложившейся ситуации два. Оба гарантируют таможенным представителям и импортерам прямые убытки. Первый — хранить груз на таможенном складе, платить по $200-300 с контейнера за каждый день, то есть $9 тыс. за 30 дней. Плюс к этому, возможно, придется после выпуска товара заплатить штрафы за простой, за сверхнормативное пользование контейнером, за нарушение сроков поставки. А если ввозятся скоропортящиеся товары, то за месяц, вполне вероятно, они придут в негодность.

Второй вариант — перекредитоваться в банке и заплатить таможенные платежи повторно. В этом случае убытки могут составить несколько сотен тысяч рублей. «Нам пришлось экстренно брать кредит на 26 млн рублей под 16% годовых, чтобы выпустить товар в эти выходные», — говорит один из брокеров на условиях анонимности.

В Федеральной таможенной службе уверяют, что сервис работает нормально: базы данных переносятся в КПС «Лицевые счета – ЕЛС» успешно, программный продукт функционирует стабильно.

 

Все там будем

Совокупные убытки определить сложно, так как на новый сервис перевели пока не всех, а когда завершится переход, не ясно. График еще составляется, говорят в ФТС.

9 952 участника ВЭД пользуются ЕЛС, что составляет примерно 10% от общей численности участников ВЭД (на 21 сентября 2018-го). 
21 тыс. деклараций (на 123 млрд рублей таможенных платежей) подано с использованием нового сервиса.

Второй этап переноса базы данных в КПС «Лицевые счета-ЕЛС» из КПС «Лицевые счета-Т» начнется 24 сентября. Он предполагает перенос лицевых счетов участников ВЭД, состоящих на налоговом учете в Приволжском федеральном округе, поясняет представитель ФТС.

Переводить будут плательщиков, ИНН которых начинается с 02, 12, 13, 16, 18, 21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81. Об этом ФТС уведомила начальников региональных таможен письмом, предложив им к 7:00 по московскому времени «обеспечить по возможности оплату таможенных платежей и выпуск всех поданных деклараций на товар указанными плательщиками». На время переноса баз данных приостанавливаются все операции.

«Возможно, компании, производящие платежи на стыке переноса баз данных, сталкиваются с какими-то сложностями. У нас не возникло никаких форс-мажоров при переходе. Мы работаем в новой системе уже не первый день. Проблем не возникало. ФТС проводила обучающие семинары, организовала оперативную службу поддержки», — говорит Ирина Капитанова, заместитель генерального директора ГК «Балтика-Транс».

 

Остались без дела

Запуск нового сервиса оставит без дела существующие платежные системы — «Таможенная карта» (годовой доход за 2017 год — 623,3 млн рублей) и «Раунд» (выручка за 2016 год — 306 млн рублей).

«Таможенную карту» контролирует ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие», которое проходит санацию. «Раундом» владеет ООО «Мультисервисная платежная система», принадлежащее Сергею Совдагарову. Еще при экс-руководителе ФТС Андрее Бельянинове Совдагаров стал заместителем председателя общественного совета при ФТС России. Еще он возглавляет Ассоциацию «Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов».

 

Уголовное прошлое

Усовершенствовать платежную систему в ФТС задумали, когда службу возглавлял Андрей Бельянинов, ратовавший за объединение ФТС с Федеральной налоговой службой и улучшение инвестклимата, который определяется, в частности, местом России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Одна из причин, по которой Россия все еще не лучшая в мире по инвестклимату, — это слишком сложное таможенное оформление товаров. Улучшением этой процедуры и занимался Андрей Бельянинов.

Одним из итогов бурной деятельности стал арест генерал-лейтенанта таможенной службы Алексея Шашаева — говорят, человека Бельянинова: под его началом Шашаев работал в «Рособоронэкспорте».

Шашаева обвинили по ч. 3 ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). По версии следствия, он помог подставной фирме выиграть тендер на поставку программного обеспечения для ФТС за 125 млн рублей. Программное обеспечение, по словам участников рынка, как раз и разрабатывалось для улучшения таможенного администрирования.

В июле 2016-го экс-генерал таможни получил пять лет, как и его подчиненная Елена Соболева.

Тогда же Следственный комитет РФ провел обыски в ФТС по уголовному делу о незаконном перемещении через таможенную границу алкогольной продукции в крупном размере (по ч. 3 ст. 200.2 УК РФ). По нему задержали крупного петербургского бизнесмена Дмитрия Михальченко.

Андрей Бельянинов проходил лишь в качестве свидетеля. Обнаруженные и изъятые у него деньги и ценности на сумму около 100 млн рублей вернули. А позже поставили командовать Евразийским банком развития (управляет Евразийским фондом стабилизации и развития на $8,5 млрд).

Вместе с Бельяниновым из таможни тогда ушли еще несколько высокопоставленных сотрудников, в частности Ольга Комарова — начальник главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, которое как раз и отвечает за внедрение передовых платежных программных продуктов в ФТС.
Примерно с 2012 года вплоть до увольнения Ольга Комарова, по словам участников рынка, активно агитировала работать через платежные системы «Раунд» и «Таможенная карта». Теперь придется приспосабливаться к новому сервису.

Дмитрий Мозгалин, руководитель таможенной службы ГК «Аривист» 
Создается удобный порядок использования денежных средств. Упрощается возврат залога и излишне уплаченных средств. Из проблемных вопросов можно выделить сбои в программных продуктах, которые приводят к задержкам выпуска.
Для упрощения работы с ЕЛС необходимо вести учет по единому остатку без разбивки по КБК (код бюджетной классификации. — Прим. ред.). Ранее учет велся в разрезе платежных документов, сейчас учет ведется по общему остатку на различных КБК.
Необходимо доработать личный кабинет таможенного представителя. Сейчас таможенный представитель в личном кабинете может видеть только свои денежные средства. Инспекторы на таможенных постах не видят остатки денежных средств плательщиков, использующих ЕЛС.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Загрузка...
Экспертный Консалтинг