Фото: ttransport.ru

Ростов погрузился в транспортный коллапс

В Ростове-на-Дону транспортный коллапс: с приходом иногородних перевозчиков местные игроки потеряли работу, им грозит банкротство, а на остановках общественного транспорта огромные очереди из-за нехватки автобусов. В ситуации разберется прокуратура.

2 ноября 2018 в 15:29 | Автор: | Категории: Бизнес

Фото: ttransport.ru

Власти Ростова-на-Дону затеяли транспортную реформу, обещая горожанам заменить устаревшие маршрутные такси новыми комфортными автобусами. Однако благое начинание привело к транспортному коллапсу: в результате передела рынка перевозчики теряют работу, автобусов на маршрутах не хватает, на остановках очереди.

Автобусная перетасовка

До недавнего времени автобусные маршруты в донской столице были распределены между десятком местных перевозчиков, самый крупный из них — МУП «Ростовпассажиртранс». В 2018 году власти региона анонсировали реформу системы общественного транспорта. В частности, по замыслу горадминистрации, предполагалось увеличить с 436 до 552 число автобусов большой вместимости за счет сокращения доли микроавтобусов.

В июне департамент транспорта Ростова-на-Дону разыграл городские автобусные маршруты на конкурсах, и обслуживание девяти маршрутов до конца июля 2023 года досталось ижевскому ООО «Ипопат-Юг», которое до сих пор не работало в городе. Причем три конкурса признаны не состоявшимися, так как на них была подана только одна заявка — от «Ипопат-Юг». Но контракт с компанией все равно заключили.

Лидером по объему контрактов осталось МУП «Ростовпассажиртранс» — 12 маршрутов. «Ипопат-Юг» занял второе место. На третьем ростовское АТП №5 — 6 маршрутов. Крохи с общего пирога перепали прежним участникам рынка: «Янтарь-1» (4 маршрута), «Авто-Лидер» (2), «Авто-Сити» (2), МУП «РТК» (1), «Автоколонна 1559» (1). Несколько маршрутов досталось новичкам: ростовской компании «Авторегионтранс» (2 маршрута), ООО «Трансэкспорт» из Аксая (4) и ИП «Хоплоян» (1). А старейший коммерческий ростовский перевозчик АТП №3 (работает с 1996 года) лишился двух маршрутов, которые обслуживал 17 лет, и ушел с рынка.

«Сдать в аренду победителю»

Когда 21 октября перевозчики вышли на маршруты, оказалось, что транспортных средств не хватает. Днем «Х» в транспортной революции стало 26 октября. Люди мерзли по часу на остановках, так как количество транспортных единиц заметно сократилось: маршрутки ушли, автобусы не пришли. На некоторые маршруты вместо больших подавали автобусы малой вместимости. А на 94-й и 96-й маршруты вышли проигравшее в конкурсе АТП №3 и «Ипопат-Юг». На дорогах они устроили настоящие гонки между собой. Позже, чтобы не создавать аварийные ситуации, АТП №3 убрало свои машины.

Депутаты Законодательного собрания региона отмечают: заявленное число автобусов не совпадает с числом реально вышедших на маршруты. Так на линии №26 работает всего три автобуса вместо 15, на маршруте №94 — только 10 из 20 положенных. Похожая ситуация и на других маршрутах.

По словам руководителя АТП №3 Вячеслава Караева, в его компании лишились работы около 200 водителей, в автопарке простаивают 70 машин.

Он предполагает, что транспортный передел был спланирован заранее, чтобы выдавить с рынка местных перевозчиков, в частности, АТП-3, подвести его к процедуре банкротства, а потом забрать.

«Нам дали понять, что предприятие нужно сдать в аренду победителю», — подтверждает предположения Караева один из водителей АТП-3.

Ростовские власти, затевая реформу, обещали, что на улицах города будут работать новые комфортные автобусы с кондиционерами, но такие были приобретены только за счет местного бюджета к Чемпионату мира по футболу-2018, говорят перевозчики. Мундиаль начался в июне, то есть новые автобусы были закуплены задолго до объявления конкурса.

На рейсах «Ипопат-Юг» работает в основном «бэушный» транспорт, приобретенный в Сочи после зимней Олимпиады-2014, утверждают источники, знакомые с ситуацией.

Получить комментарий «Ипопат-Юг» МГ не удалось.

Административный ресурс

Перевозчики полагают, что своим успехом «Ипопат-Юг» обязан административному ресурсу. Лицензию на осуществление деятельности перевозчика компания получила в Республике Удмуртия, уставный капитал «Ипопат-Юг» 7,5 млн рублей. До 2015 года компания была в госсобственности Минимущества республики, потом перешла в руки экс-депутата региона Дениса Щелканова. В 2018 году собственником компании стал бывший глава администрации Ижевска Денис Агашин.

Согласно данным СПАРК, основной вид деятельности «Ипопат-Юг» — регулярные автоперевозки пассажиров междугородного сообщения. В 2017 году выручка предприятия составила 66,4 млн рублей — на 12 млн меньше, чем в 2016-м. Еще годом ранее компания была убыточной: минус 2,7 млн рублей.

В Удмуртии Щелканов и Агашин засветились в нескольких скандальных историях, из-за чего первый сложил депутатские полномочия и ушел с поста руководителя ГУП УР «Удмуртавтодор», а второго сняли с должности сити-менеджера Ижевска. Считается, что оба имели отношение к громкому делу об освоении бюджетных денег на строительство дорог.

Перевозчики взывают к прокурору

Ростовские перевозчики не намерены сдаваться варягу. Вячеслав Караев обратился с жалобой к генпрокурору, он утверждает, что с лицензией, полученной в Удмуртии, «Ипопат-Юг» не имеет права работать в другом регионе. Депутаты Законодательного собрания также призвали прокуратуру разобраться в ситуации. «Конечно, все понимали, что разваливавшиеся и дымящие на ходу маршрутки нужно было давно менять на комфортные виды транспорта, и проводимая реформа была призвана существенно улучшить ситуацию. Но насколько хорошо подготовилась к этому администрация? Горожанам обещали существенное увеличение подвижного состава автобусов, но в итоге их стало даже меньше, чем раньше. Люди элементарно не могут вовремя приехать на работу, а вечером с трудом добираются до дома. Реформы никогда не проходят гладко, но ситуацию с пассажирскими перевозками нужно взять под контроль немедленно, — считает руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Ростова-на-Дону Евгений Федяев.

Перевозчики также жаловались на организатора конкурса в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Так, ООО «Феникс» заявило, что стартовая цена контракта в условиях конкурса была рассчитана некорректно. К тому же из первоначальных требований техзадания конкурса предусматривает, что претенденты на контракт должны закупить новые автобусы. Однако через месяц после объявления конкурса заказчик изменил редакцию документа — теперь участникам не обязательно было иметь транспортные средства в собственности. Заказчик «намеренно ввел потенциальных участников конкурса в заблуждение, заставляя их производить многомиллионные инвестиции», считает «Феникс». «Неясно, кто и как будет возмещать убытки предприятий, которые, возможно, произвели приобретение новых транспортных средств», — недоумевает представитель «Феникса».

ФАС признал жалобы перевозчиков «частично обоснованными», но не выдал предписаний департаменту транспорта устранить нарушения.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Загрузка...
Экспертный Консалтинг