Агрегаторы выплачивают компенсации пострадавшим только через суд
Фото: VK

Uber до больницы довезет

Только за две недели августа в России произошли десятки аварий с участием компаний-партнеров Uber и «Яндекс.Такси». Все чаще за рулем таких такси оказываются мигранты без прав и разрешений. Призвать агрегаторов к ответственности можно только через суд.

16 августа 2019 в 16:11 | | Категория: Общество

Агрегаторы выплачивают компенсации пострадавшим только через суд
Фото: VK

Одна петербурженка воспользовалась приложением Uber, заказала машину от Среднерогатской улицы до Литейного проспекта 9 августа. Но до места назначения так не доехала: двигавшийся по Московскому проспекту водитель такси, проехав на запрещающий сигнал светофора, врезался в другой автомобиль. Пассажирка в больнице, водитель — гражданин центральноазиатской республики — под следствием.

Партнером Uber в этой истории значится столичное ООО «Т-Такси». От компании за пассажиркой прибыл черный Hyundai Solaris В918МХ198. Ни компания, ни автомобиль с таким государственным регистрационным знаком не значится в Реестре выданных разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси в Петербурге (по состоянию на 15 августа). Разрешений на перевозку пассажиров по Москве и Московской области тоже найти не удалось.

ООО «Т-Такси» учредила некая Екатерина Карпова в сентябре 2018-го. А в ноябре того же года общество перешло Ренату Ахметсафену. Ему также принадлежит ООО «Риалтакси». Обе компании зарегистрированы по одному и тому же московскому адресу: ул. Привольная, 70 / корп. 1. В реестре столичных таксомоторных перевозчиков также не удалось отыскать ни ту, ни другую компанию.

«Удивляться тут нечему. На рынке полный беспредел. То, что водители Uber и «Яндекс.Такси» не имеют ни прав, ни разрешений на работу, — это не редкость. За рулем этих такси может оказаться любой. Такое ощущение, что государство никак не хочет бороться с нелегальными перевозчиками. Зато легальные компании штрафуют регулярно», — говорит Алексей Эвентов, совладелец Такси «6000000».

Масштаб ДТП

Только за две недели августа в России произошло несколько десятков аварий с участием машин с символикой агрегаторов такси: Uber, «Яндекс.Такси» и других. Например, в Челябинске столкнулись автомобили Hyundai и Datsun с логотипом «Яндекс.Такси». От 14 августа в Челябинске Datsun с логотипом «Яндекс.Такси» столкнулся с Hyundai. Такси от удара перевернулось и опрокинулась на крышу. В центре Брянска 8 августа такси Uber врезалось в автомобиль Kia. А 13 августа в Омске водитель Uber сбил велосипедиста.

Даже когда виновником аварии признается таксист, призвать к ответственности агрегатора оказывается практически невозможно: по закону он не предоставляет услугу перевозки, а всего лишь связывает клиента с перевозчиком.

Об этой проблеме не первый год говорят и перевозчики, и клиенты: получить заветную символику раскрученного бренда может фактически кто угодно, агрегаторы не проверяют, имеет ли водитель право возить пассажиров, кому принадлежит машина, на которой он ездит, есть ли у него права, трезв ли он в момент получения заказа.

Проблемы возникают не только в случае аварии, но и в результате мошенничества таксистов. Так, в Ростове-на-Дону 15 августа водитель желтого Hyundai Solaris с эмблемой «Яндекс.Такси» обокрал пассажиров. У него не нашлось сдачи с пятитысячной купюры, которой клиенты попытались расплатиться за поездку стоимостью около 200 рублей. Таксист взял купюру и уехал, а клиенты остались ни с чем.
Обычно всю ответственность за происшествия суд возлагает на водителя такси, который был за рулем, либо на автопарк, если машина принадлежит юрлицу-перевозчику. А Uber и «Яндекс.Такси» оказываются ни при чем.

Все в суд

В России известны пока только единичные случаи, когда потерпевшим удалось засудить агрегатора. Например, Елена Гращенкова почти три года судилась с «Яндекс.Такси», водитель которого вез ее в 2016 году в Петербурге и на скорости 70 км/ч протаранил сразу три препятствия: бордюр, дерево и фонарный столб. Елена получила многочисленные травмы, несколько месяцев лечилась и потребовала от агрегатора 60 млн рублей, в том числе 59 млн — за моральный ущерб. Суд снизил ее претензии до 300 тысяч рублей.

В августе 2019 года Ленинский районный суд Оренбурга оштрафовал «Яндекс.Такси» на 225 тысяч рублей за то, что в апреле, выполняя заказ, автомобиль под этим брендом врезался в автобус. Пассажирка получила травмы, более чем на месяц потеряв трудоспособность.
Тот же суд в августе взыскал с того же агрегатора 750 тысяч рублей. Поводом для обращения в суд пассажирки такси стало то, что водитель машины, перевозивший ее, врезался в столб.

Агрегатор попытался оправдаться тем, что он всего лишь посредник, а не перевозчик. Но судья отметил, что «Яндекс.Такси» не сообщало клиентке о том, что услугу будет выполнять третье лицо, потерпевшей было направлено SMS-сообщение с указанием цены поездки именно от агрегатора, а на машине, которая везла пассажирку, было нанесено фирменное обозначение «Яндекс.Такси».

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...