Мнения / Наталья Зубаревич

Нельзя же просто сделать «секир-башку» людям

2 ноября 2018 в 17:38

Наталья Зубаревич
Экономист, профессор МГУ

Минфин требует от субъектов РФ увеличить налоговые доходы. Однако не все из них смогут справиться с поставленными задачами. С сокращением трансфертов из федерального бюджета экономики регионов ждет непредсказуемое будущее.

Текущую ситуацию с региональными бюджетами можно охарактеризовать так: «ужас, но не ужас-ужас-ужас», как было в 2013-2015 годах. Тогда основная тяжесть выполнения зарплатных майских указов президента легла на бюджеты регионов. Указы стали миной, заложенной под стабильность бюджетов субъектов федерации, главной причиной дефицитов и долгов. Чтобы выполнить указы, регионы были вынуждены сокращать расходы на сеть социальных учреждений и количество бюджетников, но получилось не на 30%, как было запланировано, а только на 10%. Региональные власти ближе «к земле» и хорошо понимают, что нельзя сделать «секир-башку» социальным услугам, которые необходимы населению.

Ситуацию более или менее стабилизировали два фактора. С 2015 г. федеральный бюджет увеличил бюджетные кредиты, выделяемые по очень низкой ставке, это помогло регионам заместить дорогие кредиты банков. В 2017 и особенно в 2018 г. были увеличены трансферты из федерального бюджета, в 2018 г. их объем на 12% больше, чем в предыдущем. В 2017 он вырос на 8%, без учета Крыма – только на 6%. В предыдущие три года объем трансфертов регионам почти не рос, несмотря на высокую инфляцияю.

Рост трансфертов в 2018 г. был связан с федеральными выборами и в значительно меньшей степени — с губернаторскими. Только половине регионов, где в сентябре проходили губернаторские выборы, заметно добавили федеральной помощи, больше всего — Магаданской и Омской областям (данные за первое полугодие). А Самарской области трансферты сократили. Помогли не только трансферты, на 13% выросли поступления налога на доходы физлиц в бюджеты регионов, т.к. перед президентскими выборами массово повышали зарплату бюджетникам. Но кардинально картина не изменилась, число субъектов с долгами бюджета все еще очень велико и объем их долгов остается значительным.

Справка МГ: В 2018 году 76 регионов РФ имеют профицитные бюджеты (в сентябре их доходы превышали расходы на 860 млрд. рублей, что на 233 млрд. выше показателя 2017). Дефицит в 17 млрд. рублей показывают девять субъектов федерации. При этом, по данным Минфина, межбюджетные трансферты субъектам РФ составили в 2017 году 1 630,8 млрд. рублей.  

Минфин требует от регионов повысить доходы бюджета за счет самозанятых, большинство которых остается в «тени». Но легализация трудовых отношений упирается в вопрос о доверии к государству. Если бы самозанятые были уверены, что государство надолго сохранит предложенные условия (налоги-то небольшие), может быть, они и перешли бы в «белую» экономику. Но россияне хорошо понимают, что через два-три года правила могут пересмотреть не в их пользу, и предпочитают оставаться в тени.

В методических рекомендациях субъектам РФ по увеличению доходной базы бюджетов Минфин обозначил генеральную линию: аккуратнее тратить, больше собирать. Как говорится, «За все хорошее, против всего плохого».

Справка МГ: «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ», опубликованные Минфином 31 октября, содержат такие рецепты пополнения казны, как легализация трудовых отношений, ужесточение контроля над нелегальным рынком жилья, приватизация госимущества, повышение налогов на транспорт, землю и недвижимость, создание технопарков и бизнес-инкубаторов.

Документ предлагает разумные меры, но реализовать их смогут далеко не все регионы. Например, чтобы провести кадастровый учет для повышения собираемости налога на землю и имущество, тоже нужны деньги. Какие-то регионы с этим уже справились, какие-то —очень плохо. Рекомендация по проведению приватизации также разумна, но у регионов собственности не так много и немалая часть ее убыточна. Основным владельцем собственности, особенно крупной, являются федеральные органы власти. Хочется им сказать: «Ребята, начните с себя».

Рекомендация по развитию технопарков – просто дежурные слова, их наплодили много, но заметного эффекта для экономики они не дают. Тут больше «звона», чем результата. Сложно в маленьких территориальных точках с особыми льготами производить хорошо и много, когда во всей стране небо для бизнеса закрыто кирпичами. К тому же, создавая благоприятные условия в особых зонах, ТОРах, технопарках, государство диктует свои условия: «Такие-то виды деятельности мы готовы поддержать, а такие-то — нет». Пока еще не Госплан, но движение в эту сторону – власть лучше бизнеса знает, что нужно для развития.

Среди специалистов по макроэкономике сложился консенсус о том, что впереди нас ждет либо очень слабый экономический рост, либо стагнация. Что будет с региональными бюджетами дальше — непонятно, это зависит от многих факторов – трансфертной политики федеральных властей (выборов в ближайшие годы не будет), попыток еще больше перераспределить налоговые доходы в пользу федерального бюджета, макроэкономической ситуации, платежей налога на прибыль крупными компаниями (среди них все больше контролируемых государством) и т.д. Неопределенность и непредсказуемость государственной политики — основная черта отношений между центром и регионами. Это главный фактор, дестимулирующий экономический рост.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Экспертный Консалтинг