Мнения / Джеймс Ставридис
Фото: kremlin.ru, U. S. Department of Defense

Калининградский козырь Путина

21 октября 2018 в 14:47

Джеймс Ставридис
Адмирал ВМС США в отставке

На прошлой неделе в Неаполе я встречался с адмиралом Джейми Фогго (бывший командующий подводными силами НАТО и шестым флотом США в Средиземном море.МГ). Фогго отвечает за большую часть европейских операций НАТО. Сейчас он готовится к крупным учениям Trident Juncture (пройдут в ноябре 2018 года на северных границах альянса с участием 40 тыс. военнослужащих из 29 стран.МГ), — эти учения станут ответом на наращивание сил России на Балтике, в Калининграде.

Мы говорили с Фогго о том, как действия России изменят соотношение сил в Европе.

Калининградская область — это около миллиона жителей и один из наиболее экономически развитых регионов России. На протяжении веков территория Калининградской области была частью Пруссии. Россия захватила ее в конце Второй мировой войны. Зажатая между Литвой и Польшей на берегу Балтийского моря, Калининградская область функционирует как своего рода форвардная операционная база РФ по линии фронта НАТО.

Она имела чрезвычайно важное стратегическое значение для России и в период холодной войны, и теперь, она хорошо укреплена и военизирована. Здесь после распада СССР осталась значительная часть советского тяжелого вооружения, ранее находившаяся в странах Восточной Европы. Имеются серьезные военные базы для воздушных и наземных операций. Калининград также важен с военно-морской точки зрения, так как это незамерзающий порт на Балтике.

Россия наращивает военный потенциал в Калининграде. Например, увеличивает боезапасы на крупном складе для тактического ядерного оружия. В Приморске, ключевой военно-морской базе, построено 40 новых боевых бункеров. А в Чкаловске находится главная авиационная база, где хранится оружие, в том числе ракеты «Искандер», эксплуатируемые 152-й ракетной бригадой (в 2017-2018 годах представители Минобороны РФ заявляли, что в ответ на усиление НАТО в Европе Россия нарастит военную базу Балтийского флота двумя новыми авиационными полками и модернизирует военную группировку в Калининграде.МГ).

Все это нервирует на НАТО, и Фогго говорит в преддверии Trident Juncture: «Если они бросят нам вызов, мы бросим вызов им».

Все отчетливо ощущают, что это холодная война, но недооценивают значение этих событий.

Владимир Путин и его генералы высоко ценят Калининград. Это, пожалуй, самый стратегический объект в Европе. Хотя вероятность, что Путин напрямую атакует натовские силы, невелика, но он может использовать Калининград, чтобы заставить альянс серьезно понервничать. Когда я был верховным главнокомандующим НАТО, я много общался с военным руководством Эстонии, Латвии и Литвы, у которых есть глубоко укоренившийся и исторически обоснованный страх перед нападением России. Повышая военный потенциал Калининграда, Путин усиливает то обостренное чувство угрозы, которое направлено против Прибалтики и Польши.

Также Путин оказывает давление на систему противовоздушной обороны (ПРО) США, значительная часть которой находится в Восточной Европе. Эти установки, расположенные в Польше и Румынии, предназначены для защиты Европы от иранских баллистических ракет. Но Россия утверждает, что системы ПРО США способны противостоять российским баллистическим ракетам большой дальности, тем самым нарушая взаимное ядерное сдерживание на стратегическом уровне.

Это давнее несогласие между Россией и НАТО. Похоже, что часть стратегии Путина по увеличению количества крылатых ракет наземного базирования в Калининграде — это тот козырь, который он готовится использовать, чтобы вести переговоры об удалении европейской системы противоракетной обороны. Новый советник по национальной безопасности президента Трампа Джон Болтон посетит Москву на следующей неделе и, без сомнения, заведет разговор о возражениях США против новых российских ракет, которые нарушают многолетний Договор о ядерных вооружениях средней дальностиоговор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписан СССР и США в 1987 году.МГ).

Поскольку рейтинги популярности Путина (как и ключевых руководителей его кабинета) продолжают падать из-за непопулярных изменений в российской пенсионной системе, он ищет способы восстановления доверия населения. Традиционный метод — разжигание национализма.

Создавая базы в Калининграде, Путин демонстрирует решимость и военный потенциал России. Он также посылает сигнал Восточной Европе (где усердно наращивает влияние за счет газовых сделок); создает раздор в альянсе НАТО; провоцирует Вашингтон.

Все это может работать тактически, в зависимости от реакции НАТО и США. Нам нужно будет проявить как стратегическое терпение, так и тактическую решимость. Trident Juncture пошлет Путину новый сигнал, как и сообщения, которые привезет в Россию Болтон.

Путин, как обычно, рискует, и Североатлантическому альянсу нужно будет проанализировать и понять его намерения, чтобы выработать правильные контрстратегии, не перегибая палку, но и не играя на руку российскому диктатору.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Экспертный Консалтинг