Почему российские летчики уходят работать в Китай?

Слухи о том, что авиакомпании Китая активно «сманивают» российских летчиков, обошли СМИ в июне этого года. Вскоре после этого «Аэрофлот» объявил о реформе системы оплаты труда, а китайское рекрутинговое агентство – о прекращении приема пилотов из России. Однако, по мнению лидера Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игоря Дельдюжова, вопрос далеко не исчерпан.

5 сентября 2017 в 15:58 | Категория: Экономика

Нелетная атмосфера

Сколько летчиков потеряла российская гражданская авиация, знает только небо. По данным Минтранса, потери не критичны – порядка восьмидесяти человек. Другие источники озвучивают альтернативные цифры: 300 пилотов покинули Россию за последние 2,5 года и еще около четырехсот находятся на низком старте. Игорь Дельдюжов, уверен, что отток кадров из «Аэрофлота» существует, но из-за того, что Росавиация тормозит выдачу необходимых справок пилотам, желающим выехать за рубеж, оценить урон пока трудно.

Среди причин, заставляющих пилотов уходить, зарплата – на третьем-четвертом месте, а на первом – нерабочая атмосфера в коллективе.

– Кадровое агентство «Авиаперсонал» каждый год публикует рейтинг работодателей, основанный на отзывах работников. Есть в нем и раздел «климат». В 2013-м «Аэрофлот» занимал в нем пятое место, а в 2017-м «съехал» на девятое. Причины – растущее давление на летчиков со стороны руководства. Например, по результатам рейса расшифровываются не только параметрические данные (технические характеристики полета), но и речевые. Сказал что-то лишнее? Состоишь «не в том» профсоюзе? Получай наказание. Не нравится – уходи! Могут выселить из общежития летного состава «Круглое озеро». Перед самым отпуском могут позвонить и сказать, что отдых переносится. А у человека уже путевки куплены… График полетов все время перекраивается, «суперджеты» постоянно ломаются, а людей не хватает. Недавно «Аэрофлот» тестировал немецкую систему планирования, но вмешались некие силы, и закупка не состоялась. На коленке карандашом все планируется, – рассказывает Игорь Дельдюжов.

 

Экипаж устал

Изнурительный режим труда выдерживают не все. Норма полетного времени в месяц – 80 часов. Но штатное расписание «Аэрофлота», по словам Игоря Дельдюжова, «заточено» на то, что все летают по 90. И это при том, что согласно нормам ICAO (Международная организация гражданской авиации), она должна составлять не более 60 часов. Итог – нехватка персонала и острая усталость.

По словам лидера профсоюза, из-за нестабильного графика пилоты не знают, куда полетят в ближайший месяц или даже каким будет их следующий рейс. В «Аэрофлоте» огромное количество ночных рейсов, объясняет председатель ШПЛС, и много коротких маршрутов.

– Летчик должен отдыхать. Но когда в ночь летишь в Волгоград или Нижний Новгород, там стоянка – четыре часа. Не поспать. Такое «планирование» тоже может быть инструментом давления на неугодных. Ведь норму полетного времени можно распределить по-разному. Можно отправить летчика в более длительный рейс в Париж, а можно в часовой – в Питер. Чтобы добиться индексации, несколько десятков летчиков уже отказались работать сверх нормы в 80 часов, – говорит собеседник.

 

Зарплата с налетом

В большинстве иностранных авиакомпаний, даже китайских, зарплата – гарантированная. В «Аэрофлоте» она зависит от «налета». Второй пилот получает 180-200 тысяч рублей в месяц; командир воздушного судна (КВС) – около 350 тысяч рублей. В Китае же, вместе с бонусами, опытный пилот может заработать до 30 тысяч долларов в месяц.

На шум в СМИ по поводу «перелета» пилотов в Китай «Аэрофлот» отреагировал введением квартальных премий для КВС и командно-летного и инструкторского состава – от 75 до 240 тысяч рублей, в зависимости от стажа. Об этом было широковещательно объявлено в конце июля. Чуть раньше летчикам, устраивающимся в «Аэрофлот», пообещали «подъемные» в размере 350 тысяч рублей для вторых пилотов и 650 для КВС. 14 августа Верховный суд разрешил дочерней структуре «Аэрофлота» – авиакомпании «Россия» – самостоятельно выбрать систему оплаты труда летчиков, что, по мнению компании, позволит поднять зарплаты. Но в профсоюзе считают, что все это не более чем пиар.

– Так называемые подъемные – это, по сути, кредит. Если пилот расторгает контракт, он обязан эти деньги вернуть. Выплата квартальной премии зависит от доброй воли работодателя. За любой «косяк» ее могут снять, и командно-руководящий состав ищет любые предлоги для этого. И найдут, ведь без ошибок летает только белый орел, – говорит профсоюзный лидер.

– Пилоты хотят не премий, которые то ли дадут, то ли не дадут, а стабильности. Нам нужны индексация, гарантированная оплата, четкий график и улучшение условий труда. Если этого не будет, люди продолжат уходить, – подводит итог Игорь Дельдюжов.

 

Летающие «тигры»

Даже тем, кто привык к дальним перелетам, освоиться в Китае непросто. По словам Игоря Дельдюжова, больше всего российских летчиков «напрягают» климат, пыль, плохая экология и языковой барьер. Но есть и плюсы. Внутренние авиаперевозки в Китае бурно развиваются. Согласно исследованию «Авиаперсонала», численность летчиков в Поднебесной растет на 5 тысяч человек в год.

– А у нас, в России, всего 16 тысяч пилотов, – говорит Игорь Дельдюжов. – В Китае, который еще недавно был аграрной страной, не хватает летных училищ. Пилотов учат в Америке, а дефицит кадров покрывают за счет иностранных специалистов, инструкторов.

Похожая ситуация повсюду в Азии. Россияне работают на корейских, вьетнамских, индонезийских, индийских, катарских, саудовских авиалиниях. Следующим в этом ряду будет Иран, с которого постепенно снимают санкции. После того, как правительство США разрешило Airbus и Boeing торговать с исламской республикой, Iran Air закупила сразу 80 американских лайнеров, и это не предел.

Несмотря на утечку собственных кадров, набирают мигрантов и в «Аэрофлот». В 2013 году были сняты ограничения на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов.

– Сегодня в «Аэрофлоте» осталось работать около двух десятков пилотов из-за рубежа, а было больше сорока. Среди них в основном чехи. Они 3-4 дня в неделю выполняют рейсы из Москвы, после чего им дают возможность 2-3 дня отдохнуть с семьей в Праге. Такого шикарного графика не имеют наши российские пилоты, – рассказывает председатель ШПЛС.

Но иностранным пилотам платят столько же, сколько и россиянам.

– Мы не дадим платить им больше, – объясняет лидер профсоюза, – Выгода «Аэрофлота» состоит в другом. Процесс подготовки российских летчиков стоит недешево. Зачем несколько лет готовить из второго пилота командира, когда можно взять готового специалиста за границей? Но если не готовить своих, то ситуация с персоналом будет только ухудшаться, что ставит под угрозу выполнение грандиозных планов развития компании и национальную безопасность нашей страны.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...