О появлении в Петербурге нового дилера Audi — автохолдинга «Максимум», подконтрольного Вадиму Арустамяну — МГ рассказали участники рынка.
Продажи стартуют в сентябре в автоцентре на Торфяной дороге, который будет реконструирован под требования Audi, говорят информированные источники. Сейчас холдинг продает там машины Honda, УАЗ, Suzuki. Эти марки переедут в комплекс автоцентров на ул. Руставелли, где «Максимум» уже продает Ford, Mitsubishi, Hyundai и Lifan.
Пятый дилер
До Вадима Арустамяна дозвониться не удалось. В автохолдинге на запрос не ответили. В 2017 году «Максимум» продал 6926 новых машин, что на 28,8% больше, чем годом ранее, и 6256 машин с пробегом (плюс 57%), доля рынка компании составляет 5% (рост на 0,5% к показателю 2016-го). У «Максимума» три автоцентра в Петербурге: на ул. Руставелли, на Торфяной дороге и пр. Непокоренных.
«Планы открыть дилерский центр марки Audi в Приморском районе были у ГК Wagner, но из-за финансовых проблем дилер не смог реализовать проект», — говорит Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto-Dealer-СПб».
Новый центр площадью 6 тыс. м2 должен был появиться на Мебельной ул. еще в 2016 году. Стоимость строительства оценивалась в 1 млрд рублей. Но сперва оно было отложено в связи с кризисом, а потом импортер, видимо, устав от ожидания, начал искать нового партнера.
«Мы отказались от контракта, — поясняет совладелец ГК «Вагнер» Александр Иванов. — Пока нам достаточно одного автоцентра марки».
Audi в Петербурге продают «Мега Авто» (на пр. Медиков), «Вагнер» (на Выборгском шоссе), британский дилер Inchcape (на Витебском пр.), а также «Феникс» (на пр. Стачек). Ранее участники рынка сообщали, что свой автоцентр планирует продать «Инчкейп», который, по данным МГ, вел переговоры с московским холдингом «Автодом». Однако сделка не состоялась.
Ситуация удручающая
Audi в России продается из рук вон плохо: за 5 лет продажи просели на 53% — 16878 единиц в 2017-м против 36150 в 2013-м. При этом мировые продажи марки за тот же период прибавили почти 20%.
В прошлом году Audi стала антирекордсменом в премиальном сегменте, потеряв 18% покупателей, в то время как ее конкуренты наращивали объемы: Infiniti выросла на 10%, Cadillac — на 7%, а Volvo на 26%. Немного просели лишь три марки (см. график, источник — «Колеса»).
В Петербурге падение Audi выглядит еще более удручающе: в 2017 году покупателей обрели лишь 1854 машины (минус 20% к результатам 2016-го). До этого с 2014 года показатели продаж падали на 12-20% в год. Последний раз спрос на марку рос в 2013 году, когда было продано 3867, что на 6% больше, чем годом ранее.
По данным агентства «Автостат», с 2015 года Audi потеряла в России 12 дилеров, сейчас марку продают 49 компаний.
«У Audi давно удручающая ситуация. По сути, уже нет большой немецкой тройки — только двойка BMW и Mercedes. Из тройки Audi вытеснил Lexus, который в последние несколько лет вывел на рынок немало моделей, довольно привлекательных по цене и в сегменте SUV, который сегодня является самым популярным в России», — констатирует представитель агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Опрошенные игроки отмечают, что одна из проблем, которая может встать перед Audi в ближайшее время, — это отсутствие собственного завода. Например, конкуренты марки BMW и Mercedes такие заводы строят в Калининграде и Подмосковье соответственно. Это значит, что и в стоимости автомобилей они и дальше будут выигрывать у своего «земляка».
Игра на вылет
Открытие нового автоцентра на мощностях действующего означает, что Audi трезво оценила свои рыночные позиции и перестала требовать от дилеров невозможного, считают участники рынка.
«Раньше дилерский центр Audi должен был располагаться только в новом здании с определенными площадями, другие варианты не рассматривались. Но глядя, как рухнули продажи, а желания инвестировать миллиарды в новое строительство никто не проявляет из-за риска никогда не окупить их, очевидно, решили пойти по компромиссному пути», — говорит один из собеседников на рынке.
Взаимоотношения дилеров и импортеров всегда были непростыми, и даже в кризис перед игроками ставились довольно жесткие планы продаж при минусовой доходности, говорит Владислав Рыдаев, председатель совета директоров ГК «Терра Авто» и вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Но 11 апреля 2018 года РОАД и Ассоциация европейского бизнеса подписали меморандум о взаимопонимании, который, в частности, установил некие минимальные требования к дилерам и смягчил диктатуру иностранных автоконцернов в России.
«Думаю, что появление нового дилера Audi в Петербурге связано со стремлением производителя уравнять свои позиции по количеству автоцентров в регионе с BMW, Jaguar и Land Rover (по 5 центров) и Mercedes-Benz (7 центров)», — говорит Сергей Новосельский, директор по маркетингу автохолдинга ОАК-РРТ. Он уверен, что «Максимум» сможет заработать на Audi. «Вопрос только в том, когда и за счет чего Audi будет возвращать утерянные позиции на рынке, тем более марке не помог даже выход нового Q5, который разочаровал многих поклонников марки», — отмечает Новосельский.
Для других дилеров появление нового автоцентра будет болезненным, считает Игорь Седов, директор по развитию ГК «Аксель». Игроки не исключают, что кому-то из действующей пятерки дилеров Audi придется уйти.