Фото: careta.info

ЗСД манипулирует трафиком

Петербург ежегодно выделяет многомиллиардные субсидии оператору ЗСД — ООО «Магистраль Северной столицы», хотя компания уже должна приносить прибыль. Непрозрачность оператора не позволяет оценить, насколько вырос трафик на дороге и почему она убыточна.

5 февраля 2019 в 17:09 | Автор: | Категории: Бизнес

Фото: careta.info

Проследить динамику загрузки ЗСД по официальным отчетам невозможно: оператор Западного скоростного диаметра ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС; учредители: ВТБ — 50%, «Газпромбанком» — 41,5% и офшором «Блогнот лимитед» — 8,5%) каждый раз по-разному отчитывается о годовом трафике. Так, в декабре 2016 года, когда был запущен центральный участок трассы, оператор зафиксировал рост трафика с 120 тыс. до 200 тыс. машин в сутки. В годовом отчете АО «ЗСД» (принадлежит Петербургу, до 2013 года выступало заказчиком строительства диаметра, сейчас владеет земельными участками под трассой) за 2016 год говорится, что всего по трассе было совершено 40,09 млн платных поездок.

В 2017-м МСС сообщила, что водители 80,3 млн раз оплатили проезд по ЗСД. «Показатель в 300 тыс. транзакций в день стал регулярным явлением, рекордные значения были зафиксированы на отметках около 315 тыс.», — отчиталась МСС в январе 2018-го.

В 2018-м число транзакций выросло на 10%, до 88 млн операций, говорит оператор. При этом отчет АО «ЗСД» констатирует лишь 4% роста: с 250 тыс. машин в сутки в 2017-м до 260 тыс. в 2018-м. То есть годовой трафик должен быт соответственно 91,25 млн и 94,9 млн проездов через ЗСД.

Выходит, АО и ООО манипулируют данными — то есть вводят публику в заблуждение относительно результатов работы ЗСД.

  • Строительство ЗСД началось в 2005-м и завершилось в 2016 году (см. «Кто финансировал ЗСД»). Северный и южный участки Петербург строил на свои деньги, а центральный — по схеме государственно-частного партнерства. В 2011 году Правительство Петербурга заключило концессионное соглашение с консорциумом ООО «Магистраль Северной столицы» (ООО «МСС»), в составе которого были: «ВТБ Капитал», «Газпромбанк», подрядчики строительства — компании Astaldi (Италия) и Içtaş Inşaat (Турция), а также технический консультант — Mega Yapi Inşsaat ve Ticaret (Турция). Заемные деньги на трассу в основном предоставили государственные банки.

АО утонуло в убытках

Финансовая отчетность обеих компаний — ООО «МСС» и АО «ЗСД» — окончательно запутывает статистику: несмотря на рост трафика и собираемости платежей, показатели падают, и в 2017 году оба предприятия ушли в глубокий убыток (см. «Финансовые показатели ООО «МСС» и «Финансовые показатели АО «ЗСД»).

Источник: отчетность компаний.

Компании не раскрывают подробностей: сколько денег выручено за счет платежей автомобилистов, кто конечный получатель этих средств. Неизвестно также, кому достаются деньги, ежегодно выделяемые из городского бюджета на ЗСД (см. «Бюджетные субсидии для АО «ЗСД» и ООО «МСС»). Так, в 2019 году АО и ООО получат 5,85 млрд рублей. В том числе 2,5 млрд рублей — это вклад в уставный капитал АО «ЗСД», а 3,35 млрд — на погашение упущенной выгоды по соглашению с МСС. В 2018 году по первой статье Петербург заплатил 2,513 млрд рублей, по второй — 3,884 млрд.

  • Соглашение между Петербургом, АО «ЗСД» и ООО «МСС» о ГЧП предусматривает: МСС строит центральный участок ЗСД, после ввода в эксплуатацию получает в управление все три участка трассы до 2042 года. За проезд по ЗСД взимается плата. Если доход от эксплуатации диаметра будет меньше 9,67 млрд рублей в год, то город компенсирует МСС разницу из бюджета. На указанный доход трасса должна выйти в 2019 году, говорится в соглашении.

По данным комитета финансов Петербурга от открытым источникам.

Получается, что в 2018 году МСС собрала с водителей менее 5,79 млрд рублей (то есть в среднем по 65,75 рубля за один проезд), а в 2019-м не рассчитывает выйти на безубыточность и заработает лишь 6,32 млрд — на треть меньше обозначенного в соглашении показателя.

Миллиарды скрыты в офшоре

В 2017 году депутаты Законодательного собрания Петербурга из фракций «Яблоко» и «Справедливая Россия» попытались приподнять завесу тайны над деятельностью ЗСД. Яблочник Борис Вишневский попросил Смольный разъяснить, на что идут бюджетные субсидии, и предложил пересмотреть параметры концессионного соглашения. Его коллеги-справороссы Алексей Ковалев, Надежда Тихонова и Александр Егоров привлекли внимание городской прокуратуры к этому незаконному, по их мнению, документу.

Трасса строилась в основном на бюджетные деньги, а зарабатывает на ее эксплуатации частная компания со скрытыми за офшором владельцами — это нарушение закона, заявили депутаты.

Но потерпели фиаско.

В результате отчетность по ЗСД так и осталась закрытой, а налогоплательщики Петербурга продолжат финансировать деятельность компании, которая по соглашению должна приносить городу прибыль.

Кто финансировал ЗСД

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...