Фото: pixabay.com

«Меркурий» разорит молочников

Производители молока готовятся к миллиардным убыткам после введения с 1 июля системы маркировки молочной продукции «Меркурий». Нововведение, задуманное для устранения поддельного молока, вместо этого убьет законопослушных производителей, считают они.

19 марта 2019 в 19:08 | Автор: | Категории: Бизнес

Фото: pixabay.com

С 1 июля производители молочных продуктов должны будут подключиться к автоматизированной информационной системе «Меркурий», предназначенной для отслеживания перемещения товаров от изготовителя до потребителя. С середины лета 2018-го аналог этой системы уже действует для некоторых других категорий товаров — например, для мясных продуктов.

Россельхознадзор рассчитывает, что мера поможет очистить рынок от молочного фальсификата и контрабанды, наводнивших полки российских магазинов. Разбавляя цельное молоко, фальсификаторы получают из него вдвое, а то и втрое больше товара, чем конкуренты. По словам руководителя «Объединения потребителей России» Александра Бражко, ежегодно каждый россиянин съедает не менее 13 кг молочных суррогатов, а их продажи в РФ оцениваются в 100 млрд рублей ежегодно. Зачастую граждане не знают, что едят не натуральный продукт. В октябре 2018 года в ходе проверки в Ямальском автономном округе специалисты Россельхознадзора обнаружили, что все продаваемое здесь цельное и сгущенное молоко — фальсификат. Оказались фальшивкой также 82% суррогатного сливочного масла и 50% творога.

400 тонн в канаву

Производители опасаются, что «Меркурий» погубит не только фальсификаторов, но и честных бизнесменов. По словам Георгия Житмарева, заместителя гендиректора ООО «Пискаревский молочный завод» (ПМЗ), запуск системы в ее нынешнем виде приведет к громадным рискам из-за возможных сбоев. По его оценке, если информационная система даст сбой, ПМЗ будет терять около 10% суточной выручки в час — это около 2 млн рублей. В масштабах всей России это будут миллиарды рублей, говорят участники рынка.

«Мы уже внедряли электронный документооборот с сетями — я знаю, какие сбои бывают, — говорит предприниматель. — Неважно, по чьей вине у меня сегодня сорвется отгрузка: моя вина, «Меркурия», интернет-провайдера, или американцы и англичане DDOS-атаку проведут. В результате 400 тонн молока придется слить в канаву».

После запуска «Меркурия» производители будут обязаны получать электронные сертификаты не только для сырого молока, но и для готовой продукции. «Ни в советское время, ни потом это не требовалось», — объясняет Житмарев. Скоропортящиеся продукты — молоко, сливки или сметана — отправляются с завода в магазины ночью, сразу после изготовления. Необходимость получения новых разрешений грозит простоями на производстве, которые для молочной отрасли подобны смерти.

Сначала производитель будет должен получить от «Меркурия» электронный сертификат, подтверждающий производство определенного объема продукции, а потом — сертификат на отправку установленного объема в каждый магазин. По оценке Житмарева, ПМЗ понадобится получать около 30 тысяч сертификатов ежедневно.

«Мы полагаем, что идти по этому пути необходимо, прослеживаемость важна. И то, что фальсификаторов задушат, мы тоже рады. Вот только бы мне не помереть раньше них», — иронизирует предприниматель. Он напоминает, что срок годности сыров может доходить до полугода, в то время как молоко ПМЗ хранится всего 4-5 дней.

Опоздали на год

По мнению Житмарева, сертификация продукции должна быть не разрешительной, как в системе «Меркурий» (то есть без получения отметки товар нельзя пустить в продажу), а уведомительной. Тогда производитель сможет направлять товар в магазины, просто уведомив «Меркурий» об объеме продукции.

Дмитрий Матвеев, глава «Великолукского молочного комбината», наоборот, поддерживает «Меркурий». «Мы разочарованы, что «Меркурий» не был введен еще в 2018 году. В конце декабря 2018 года мы написали письмо на имя премьер-министра Гордеева (Алексей Гордеев — вице-премьер Правительства РФ. — МГ) о введении электронной фальсификации», — заявляет Матвеев. Он напоминает, что на его комбинате новую систему внедрили еще полтора года назад, и никаких проблем с ней до сих пор не было.

По данным Матвеева, почти 50% сыра на рынке РФ — фальшивка. «Сыр является продуктом номер 1 в РФ по недоверию покупателей: 37% респондентов не верят, что в России может производиться сыр нормального качества. А 27% отказываются от покупки сыров российского производства», — говорит он.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...