Прокуроры заинтересовались таможенниками
Фото: Metagazeta.ru / Анатолий Трофимов

Аппетиты таможни опережают возможности бизнеса

Северо-Западная транспортная прокуратура проверит таможенников, которые начали требовать от участников внешнеэкономической деятельности в разы большее обеспечение уплаты таможенных платежей — это загоняет компании в долги и ведет к банкротству.

27 июня 2019 в 15:26 | Категория: Бизнес

Прокуроры заинтересовались таможенниками
Фото: Metagazeta.ru / Анатолий Трофимов

В 30 раз возросла сумма денежного залога в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей в ноябре 2018-го. Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) надеялись, что это временное явление, связанное с желанием таможни исполнить обязательства по плановому наполнению бюджета, но по сей день требования таможни по обеспечению держатся на небывало высоком уровне.

Каждый день при выпуске сотен товарных партий таможенные органы требуют обеспечение уплаты таможенных платежей. Для участников ВЭД это всегда неприятная вещь, поскольку денежные средства выбывают из оборота, а запредельные суммы при циклических поставках способны полностью парализовать деятельность компании, а то и разорить. Банкротств пока не происходит, а вот занимать на пополнение оборотных средств приходится все чаще и чаще.

Совокупный денежный залог, начисленный таможнями, к 1 мая превысил 2,4 млрд рублей, что в 16 раз выше сумм обеспечения, зафиксированных на 1 мая прошлого года. В то же время на счетах казначейства сумма авансовых платежей в счет будущих таможенных и иных платежей — 6,8 млрд рублей. То есть компании вынуждены держать на депозитах свыше 35% суммы авансовых платежей. И это в среднем, а иногда размер обеспечения превышает фактически уплаченные по итогам дополнительной проверки таможенные платежи в 10-25 раз.

Бывают уникальные случаи, когда такая разница достигает 100 раз. Хотя Таможенный кодекс ЕАЭС и федеральный закон №289 «О таможенном регулировании» говорят, что размер обеспечения не должен превышать 20% от сумм таможенных платежей, подлежащих уплате. А в некоторых случаях декларанты и таможенные представители и вовсе освобождаются от необходимости делать обеспечение.

Участники ВЭД крайне редко оспаривают суммы обеспечения — чересчур долгие сроки рассмотрения дела в суде, при любом решении суда, делают такое обращение нецелесообразным. К тому же в редких случаях компании находят понимание суда.

«Уже много лет популярное среди участников ВЭД бытует мнение, что государство в лице Федеральной таможенной службы прибегает к бесплатным заимствованиям у бизнеса, аккумулируя на счетах денежные средства в виде денежного залога, как вариант для выполнения планового задания, для чего, склонен думать, намеренно завышает размерысумм обеспечения уплаты таможенных платежей. Насколько это соответствует действительности, можно предположить, оценивая суммы обеспечения», — полагает Руслан Кисс, генеральный директор некоммерческого партнерства «Провэд». Об этом он рассказал заместителю Северо-Западного транспортного прокурора Евгению Пузанову на Общественном совете по защите прав предпринимателей при прокуратуре.

НП «Провэд» направило в Южную транспортную прокуратуру заявление о противоправных действиях должностных лиц Новороссийской таможни при расчете сумм обеспечения на плодоовощную продукцию. В частности, в заявлении приводится пример, когда выставленная таможенным органом сумма обеспечения составила около 450 тысяч рублей, а декларанту рекомендовано отказаться от доказывания таможенной стоимости в обмен на окончательную корректировку таможенной стоимости с доплатой, всего 70 тысяч рублей, поделился Руслан Кисс. По его словам, такие случаи не единичны, что указывает на массовый характер прессинга, оказываемого на участников ВЭД, а также бездействие как вышестоящих таможенных органов по осуществлению контроля в отношении подчиненных таможенных органов, так и надзирающих органов.

Андрей Осипов, член комиссии по ВЭД и таможне петербургского отделения «Опоры России», рассказал прокурорам историю про гатчинское МУП «Водоканал».

«Буквально ситуация последних дней. «Водоканал» возит техническую помощь из ЕС по очистным сооружениям. Часть груза уже прошла, и вдруг возникает вопрос с обеспечением. Законодательство — оно такое. Трудно очень понять. Читаешь законы и не поймешь толком, надо обеспечение или нет. Потому что порядок ввоза этой технической помощи определен 911-м приказом 2000 года. И в нем про обеспечение не сказано ни слова. Но если почитать Кодекс, переходить из одного документа в другой, то, получается вроде как, при условном выпуске обеспечение возникает. Получается ситуация анекдотическая: денег нет у предприятия. Ему оказывает техническую помощь ЕС, а наша таможня требует обеспечение, очень приличную сумму», — завершил Осипов.

Зампрокурора, выслушав бизнесменов и общественных деятелей, пообещал разобраться в ситуации к сентябрю и определить, насколько добросовестно таможенные органы исполняют законодательство, вынуждая декларантов и таможенных представителей мариновать деньги на банковских счетах.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...