Фото: themoscowtimes.com

Мусор отложат на четыре года

Мусорную реформу для Москвы, Петербурга и Севастополя отодвинут на четыре года. В этих городах нельзя строить полигоны для отходов, а другие регионы отказываются принимать их мусор.

21 ноября 2018 в 13:58 | Автор: | Категории: Власть

Фото: themoscowtimes.com

С 2019 года все регионы РФ должны перейти на новую систему утилизации мусора: весь цикл его переработки предстоит передать единым региональным операторам по обращению с отходами (ЕРО). Таких операторов выбрали все регионы.

Но, как и предполагала МГ, реформу решили отложить. Правда, пока не для всех, а только для Москвы, Петербурга и Севастополя — столиц России, Северо-Запада и Крыма.

В этих городах, которые совокупно производят свыше 10 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) в год, запрещено строить мусорные полигоны, и ни власти, ни ЕРО пока не придумали, куда девать миллионы тонн отходов. Поэтому надо дать им время на решение этого вопроса, объясняют депутаты, в числе которых бывший главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Дума 20 ноября приняла в первом чтении их предложение отодвинуть реформу для столиц до 2022 года.

  • 2500 «КамАЗов» мусора ежедневно отправляют на свалки Москва, Петербург и Севастополь.

Участники рынка и раньше высказывали предположения, что реформу отложат. Результаты конкурсов по выбору ЕРО почти во всех регионах оспаривались, так как четких правил о том, как проводить эти торги, нет. «Поэтому к операторству приходят фирмы, которые никогда не работали в этой сфере, не имеют ни кола ни двора. И все сводится к тому, чтобы собрать деньги. Фактически выбор единого оператора превратился в передел рынка», — пояснял МГ Анатолий Язев, глава и соучредитель петербургской компании «Автопарк №1 Спецтранс».

Регионы против Москвы

У Москвы план по обращению с ТКО был такой: поделить регион на семь кластеров — каждый отдать отдельному ЕРО. Пять из действующих полигонов расширить: Алексинский карьер, Ядрово, Непейно, Воловичи и Храброво. Еще три построить: в Серебряных Прудах, Кашире и Сергиевом-Посаде. А три закрыть: Малая Дубна, Каргашино и Сабурово. Плюс построить четыре мусоросжигательных завода: под Солнечногорском, Воскресенском, Наро-Фоминском и в Ногинском районе.

Но десятки мусорных бунтов, прокатившихся в 2017-2018 годах по Москве и Московской области, привлекли внимание Росприроднадзора, прокуратуры и президента РФ Владимира Путина, который специальным указом, в режиме ЧС, прошлым летом закрыл одну из местных свалок — в подмосковной Балашихе. Это не спасло московский план: протесты идут по всем полигонам — как по 20 действующим (почти все они выработали ресурс), так и по запланированным к строительству.

Москва пытается свалить свои отходы в другие регионы. Например, в Архангельской области, на станции Шиес, уже началось незаконное строительство так называемого экотехнопарка, где 20 лет будет складироваться упакованный в полиэтиленовые брикеты столичный мусор. По 500 тыс. тонн в год. Учрежденная Правительством Москвы компания ООО «Технопарк» давно договорилась с властями региона, пообещав инвестировать в проект 10, млрд рублей, и власти закрывают глаза на то, что в Шиесе без разрешения на строительство расчищается участок под стройплощадку, вырубается лес.

Однако договориться с местными жителями не удалось: они и свои-то свалки не знают куда девать, а тут еще 10 млн тонн столичного мусора. Население устраивает акции протеста, поджигает строительную технику на площадке будущего полигона.

Переговоры о вывозе московского мусора идут и с Калужской, Тульской, Владимирской областями. Но пока безрезультатно.

В Петербурге дефицит свалок

Петербург отдал полномочия ЕРО своему ГУП «МПБО-2» — госпредприятие получило два десятилетних контракта общей стоимостью 80 млрд рублей на сбор, вывоз и утилизацию отходов в северной и южной частях города.

Из 1,7 млн тонн ТКО, ежегодно производимых в Петербурге, МПБО-2 обещает перерабатывать 500 тыс. тонн (сейчас его годовая мощность 280 тыс. тонн), а остальное свозить на полигоны. Но оба городских полигона закрыты (на Волхонском шоссе — в 2013 году, в Новоселках — в 2017-м). А ресурса областных легальных свалок не хватает даже на утилизацию отходов самой Ленинградской области, которая производит 0,7 млн тонн мусора в год. К тому же возить мусор на десятки, а то и на сотни километров от города — значит в разы увеличивать затраты на его утилизацию. Да и областное население не в восторге от идеи принимать петербургские ТКО.

В итоге в Петербурге возник острый дефицит мест для захоронения отходов — 1,2 млн тонн в год. Ленобласть не спешит согласовывать городу места для строительства полигонов. А предприниматели, которые готовят проект по переработке отходов, даже стараются не разглашать до поры до времени не только конкретные пункты базирования таких предприятий, но даже и места сбора и сортировки мусора. Например, глава и соучредитель ООО «Техно Рециклинг Групп», а также руководитель Национального союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами Михаил Василенко отказался уточнить МГ, на каких именно участках железной дороги он намерен собирать отходы, чтобы везти их в технопарк в Сланцах, который его компания планирует построить. И конкретный участок в Сланцах тоже не назвал. Проект еще только проходит согласование, общественные слушания готовятся, так что незачем заранее волновать население, рассуждает Василенко.

Оборона Севастополя

Севастопольские компании дружно бойкотируют местного единого регионального оператора. Город в 2017 году наделил статусом ЕРО свое ГУП «Благоустройство города Севастополя» (БГС), а в феврале преобразовал его в одноименное ООО. Из 32 тыс. юрлиц столицы Крыма только 4 тыс. заключили договоры с оператором, жалуется гендиректор БГС Юрий Давыдов.

Участники местного мусорного рынка поясняют: БГС сам отказался заключать договоры с коммерческими перевозчиками мусора и принимать их ТКО. В начале 2018 года оператор не пускал перевозчиков на единственный в городе легальный полигон — в районе Первомайская балка в Инкермане. В апреле севастопольская прокуратура сообщила, что бывший глава ГУП Александр Пронь обогатился за счет горожан и бизнесменов на 1 млн рублей. Пронь оформлял себе липовые командировки и получал из кассы ГУП деньги на командировочные расходы, но никуда не ездил, а деньги присваивал, говорит прокуратура. Так что у севастопольцев есть основания не доверять БГС.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...
Экспертный Консалтинг