Фото: dailystorm.ru

Ученых накажут за липовые диссертации

Госдума утвердила запрет рекламы услуг по написанию научных работ: дипломов, диссертаций и т.д. Рынок этих услуг оценивается в 80 млрд рублей, а в обращении к научным аутсорсерам подозревают многих высокопоставленных россиян, включая президента Путина.

16 октября 2018 в 15:23 | Автор: , | Категории: Общество

Фото: dailystorm.ru

Сегодня Госдума окончательно приняла поправки к закону «О рекламе», запрещающие рекламировать услуги по написанию диссертаций, дипломных, курсовых и прочих научных работ. Законопроект внесло Правительство РФ, во втором чтении он был принят 9 октября 2018 года. Ежегодно выпускники российских вузов готовят по 1,2 млн дипломных работ в год и около 6 млн — курсовых. В стране также защищается около 12-13 тыс. диссертаций (9,5-10 тыс. кандидатских и 2,5-3 тыс. докторских), причем минимум 3% — плагиат, считают в компании «Диссернет». Даже у таких высокопоставленных диссертантов, как глава Минкульта РФ Владимир Мединский (на фото), эксперты «Диссертнета» нашли некорректные заимствования как в кандидатской, так и в докторской работах. А монографий чиновника, указанных в его автореферате к докторской, никто не смог найти. Да и у самого президента Владимира Путина, говорят, руки не дошли написать кандидатскую, и ему помогли менее занятые специалисты.

Примерно треть всех научных работ написаны не самими студентами и диссертантами, а наемными специалистами. Оборот рынка научного аутсорсинга эксперты оценивают минимум в 80 млрд рублей в год.

Чиновников потрясли эти цифры. Но бороться они решили не с теми, кто защищает липовые научные работы, а с теми, кто зарабатывает на этом. Нарушителей предлагают штрафовать на 2,5 тыс. рублей, если свои услуги по написанию научного труда рекламирует физическое лицо, и на 100-500 тыс. рублей — если юридическое. Законопроект также обязывает вузы публиковать на своих сайтах полные тексты дипломных работ. Причем в открытом доступе они должны находиться не менее полугода со дня защиты. До сих пор такая норма действовала лишь для диссертаций на соискание различных ученых степеней.

Опрошенные МГ эксперты прогнозируют, что услуги по написанию научных трудов теперь будут маскировать под помощь по подготовке к защите. А вместо запрета научного аутсорсинга государство лучше бы ликвидировало коррупцию в учебных заведениях, допускающих плагиат и заказные диссертации, говорят они.

 

Не учи, а плати

Рынок услуг по написанию разного рода научных работ особенно активно расцвел в России после выхода майского президентского указа №599 (указ от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Указ требовал довести к 2015 году объем затрат бюджета и внебюджетных источников на исследования и разработки до 1,77% ВВП, а «долю публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science)» — до 2,44% (в 2012-м было менее 1%). Удалось ли выполнить эти задачи, Минобрнауки так и не отчиталось. Но ученые и студенты рьяно принялись искать тех, кто выполнит за них скучные обязанности по подготовке работ.

Причем фирмы и частники предлагают написать за номинального автора не только димпломные труды и диссертации и опубликовать научные статьи в журналах, но и выполнить другую работу. Например, московский «Центр научного консалтинга» предлагает клиентам не сушить ум в университетах, а облегчить себе жизнь, заплатив за помощь с поступлением: «Если вы будете заказывать написание кандидатских рефератов и не желаете учить наизусть 300-500 вопросов к каждому экзамену, то стоит рассчитывать на стоимость от 50000 рублей». За подготовку статьи для публикации в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией РФ, фирма берет 25-30 тыс. рублей. «Дипломvip.club» пытается перебить цены конкурентов, предлагая дипломные работы по 6 тыс. рублей. А петербургская zaochnik.ru просит за курсовик всего 1,5-2 тыс. рублей.

5 тыс. рублей — средняя стоимость написания курсовых работ (в зависимости от специальности, вуза и региона)

20 тыс. рублей — стоимость дипломной работы

от 60 тыс. рублей — стоимость написания кандидатской диссертации

от 150 тыс. рублей — стоимость докторской диссертации

от 10 тыс. рублей стоит публикация в научном печатном издании

 

Диссертации по спецзаказам

Впрочем, эти расценки — для тех, кто не требует гарантий успешного прохождения защиты. Условия для состоятельных и высокопоставленных, а потому более требовательных ученых согласовываются индивидуально и нигде не рекламируются. А залогом гарантированной защиты становится либо административный ресурс соискателя, либо размер гонорара, который он готов заплатить реальным авторам. Часто авторы не вполне добросовестно выполняют свою работу, и тогда широкая общественность узнает, что доктор или кандидат наук, например, не писал свою диссертацию либо значительную ее часть позаимствовал в открытых источниках.

Например, в 2011 году Владимир Мединский защитил в Российском государственном социальном университете диссертацию на тему «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV-XVII веков». А в 2015-м эксперты «Диссертнета» заявили, что нашли в ней некорректные заимствования, фактические ошибки, ссылки на несуществующие источники и прочие огрехи.

 

Мединский пишет: «Как известно, у православных верующих все церковные книги были написаны на русском языке, поэтому понять их содержание было легко. Иная ситуация была у католиков и протестантов. У них Священное писание было написано на латыни, которую рядовые верующие не знали». Речь идет о временах Ивана Грозного. Не нужно быть историком, чтобы оценить почти неправдоподобную для ученого-гуманитария степень невежества автора этой фразы – в одном предложении он сумел показать, что ему ничего не известно ни о таком феномене, как церковнославянский язык, ни о переводе Священного Писания на немецкий язык, сделанном Лютером. И это далеко не единичный пример», — возмущались эксперты «Диссернета».

 

В апреле 2016 года группа ученых потребовала, чтобы Министерство образования и науки лишило Мединского ученой степени доктора наук. Но им отказали.

 

До самого верха

Немало вопросов у ученой общественности и к диссертации президента Владимира Путина с неожиданным для него, разведчика, названием: «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений: Санкт-Петербург и Ленинградская область». Путин никогда не был связан ни с отраслью добычи полезных ископаемых, ни с Горным институтом, где защитился в 1997 году. В 2006 году двое ученых из американского Brookings Institute — Клиффорд Гадди и Игорь Данченко — опубликовали в газете The Washington Times статью, в которой доказывали, что «16 страниц из 20 из ключевой части были либо дословно, либо с минимальными изменениями взяты из одной американской работы». Ученый труд Путина содержит очень обширные заимствования из классиков мирового стратегического планирования — профессоров университета Питтсбурга Уильяма Кинга и Дэвида Клиланда.

Куратором президента (а в 1997 году — главы комитета по внешним связям мэрии Петербурга) был Владимир Литвиненко — ректор Горного института и по совместительству бессменный глава предвыборного штаба Путина. Литвиненко утверждает, что диссертант писал работу сам.

В марте 2018-го дочь Литвиненко Ольга в эфире радиостанции «Эхо Москвы» рассказала, что научный труд Путину писал сам ректор Горного. В конце 1990-х изготовление фальшивых диссертаций отец поставил на поток. Его услугами пользовались многие высокопоставленные лица, в том числе Виктор Зубков (бывший первый вице-премьер РФ, экс-глава правления «Газпрома», ныне — спецпредставитель президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа), а также покойный Рэм Вяхирев (бывший председатель правления «Газпрома»), утверждает Ольга Литвиненко.

По ее словам, кандидатская работа Путина стоила €30 тыс. Докторские стоили в Горном €50-100 тыс. Но будущий российский президент деньги, скорее всего, не платил, предполагает Ольга Литвиненко. Ученая степень стала вознаграждением Путину за содействие ее отцу в получении должности ректора.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков категорически опроверг сказанное Ольгой Литвиненко. 

 

Андроник Арутюнов, сопредседатель профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность»

Запретить рекламу платных курсовых, конечно, надо, раз уж взят курс на запрет рекламы всего плохого. Насколько это поможет бороться с написанием студенческих работ за деньги? Примерно никак. Большая часть рынка находится в интернете, где закон нефункционален. Студенты заказывают подобные работы, потому что высшее образование в России во многом превратилось в профанацию. И преподаватели, и студенты зачастую относятся к высшей школе как способу пересидеть армию. В Физтехе, МГУ и других серьезных вузах никаких платных курсовых быть, конечно, не может. Но в третьесортных вузах, особенно юридических, никто даже не делает вид, что учебное заведение должно давать какие-то знания. Это — легальная штамповка дипломов. Что касается преподавателей, занимающихся написанием дипломов, то нам такие коллеги — не товарищи. Однако проблема не только в них. Преподаватель завален бумагами, у него низкая зарплата и безобразно высокая нагрузка. В результате работать в университете невыгодно и неприятно. Это сказывается на качестве академического сообщества.

 

Ольга Мирясова, оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»

Некоторые учителя подрабатывают написанием олимпиадных заданий, но заочные олимпиады не котируются. Более массовое явление — репетиторство, подготовка к ЕГЭ. Однако провести грань между репетиторством, предполагающим обучение, и продажей работ — сложно. Многие продавцы рефератов и дипломов определяют свою деятельность как «помощь в написании» работы. Они просто будут рекламировать свои услуги иначе. Учащиеся испытывают трудности при переходе из школы в вуз: в школе часто не учат думать, а в вузе это необходимо. Отсюда и проблема с покупкой курсовых.

Павел Кудюкин, член совета Конфедерации труда России, бывший замминистра труда РФ

Речь идет не только о продаже курсовых и дипломных, но и о научных статьях, размещаемых в ВАКовских и даже скопусовских журналах (ВАК — Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки. Scopus — международная база данных научных публикаций. — Прим. ред.). В последнем случае речь идет о развитых коррупционных цепочках. Что касается студенческих работ, то основная проблема — в потогонной системе преподавательского труда. Нормы времени на индивидуальную работу со студентами повсеместно сокращаются. Необходимо ужесточить требования к работам и разгрузить преподавателя.

Продажа липовых текстов — обширный рынок, который трудно отследить. Запрет рекламы не будет эффективен: исчезнув из СМИ, она будет распространяться в соцсетях или через массовые рассылки сообщений. Недавно я встретил такую рекламу на асфальте у здания Высшей школы экономики на Мясницкой. Болезнь зашла слишком далеко. Сегодня это уже неоперабельный рак.

Ольга Кириллова, президент Ассоциации научных редакторов и издателей

Запрет рекламы — полумера. Сама по себе она вряд ли на что-то повлияет. Если диплом — работа, свидетельствующая об окончании университета, которая, возможно, поможет человеку занять место менеджера в магазине, то фальшивые диссертации это действительно серьезно. В некоторых областях, особенно, медицине, карьерный рост таких людей может повредить людям. Необходимость защиты диссертации для карьерного роста не должна возводиться в абсолют. То же — с количеством статей в научных журналах. Как эксперт Scopus я не хочу видеть журналы, в которые гонят авторов, занимающихся плагиатом, фальсификацией, нарезкой одного исследования на короткие статьи. Нормальный ученый, работая в одиночку, не может публиковать больше трех статей в год. За рубежом нет такой гонки за количеством публикаций, как у нас. Оценка должна проходить по другим, качественным, критериям.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...
Экспертный Консалтинг