На стройке «Сибура» взбунтовались рабочие

На стройке крупнейшего в РФ нефтехимического завода «ЗапСибНефтехим» (принадлежит холдингу «Сибур» Леонида Михельсона) в Тюменской области взбунтовались рабочие, требуя погасить долги по зарплате. Ситуацией заинтересовалась прокуратура.

20 июля 2018 в 17:35 | Автор: | Категории: Общество

События на стройплощадке завода «ЗапСибНефтехим» в Тобольске называют массовыми беспорядками, погромом, бунтом: 15 июля рабочие объекта, принадлежащего ПАО «Сибур» (крупнейшие акционеры: Леонид Михельсон — 48,5%, Геннадий Тимченко — 17%, бывший зять Владимира Путина — Кирилл Шамалов — 3,9%), якобы разгромили технику, подрались с полицией и разбили машину одного из руководителей предприятия, сообщают СМИ. Сообщается, что полиция задержала около сотни трудовых мигрантов из республик Средней Азии, требовавших выплаты долгов по зарплате и улучшения бытовых условий. Информация о числе участников акции противоречива: сами рабочие говорят о нескольких тысячах бунтовщиков, в «Сибуре» отмечают, что в беспорядках участвовала «часть рабочих», не уточняя, сколько именно.

Строительство завода «ЗапСибНефтеХим» началось в 2014-м и должно завершиться в 2019 году, он станет крупнейшим нефтехимическим предприятием в РФ. Завод будет выпускать 1,5 млн тонн этилена, 500 тыс. тонн пропилена и 100 тыс. тонн бутан-бутиленовой фракции в год, а также 2 млн тонн полиэтилена и полипропилена. Площадь территории завода 450 га, инвестиции $9,5 млрд. На стройке занято 9085 рабочих. Генподрядчик — «Ренейссанс Констракшн» (входит в турецкий строительный холдинг Renaissance).

Сообщения о беспорядках на стройке анонимны, а на сайте УМВД по Тюменской области информации о массовых задержаниях нет. Впрочем, нет там информации и о других оперативно-следственных мероприятиях. Возможно, это связано с негласным запретом на размещение негативной информации с 5 июня по 25 июля, в период проведения Чемпионата мира по футболу.

По версии «Сибура», рабочие компании «Пандера», субподрядчика «Ренейссанс Констракшн», собрались, чтобы «обсудить вопросы по заработной плате, условиям проживания и питания». В итоге «возникла конфликтная ситуация, травмы получил водитель, и незначительные повреждения […] автомобиль», — сообщает «Сибур».  В компании также пояснили, что «работники субподрядчика высказывали общие замечания к условиям транспортировки, качеству питания и условиям проживания, которые в настоящее время проверяются, и, в случае подтверждения, будут своевременно устранены. Ситуация на строительстве комплекса штатная».

Стройплощадку также проверяет прокуратура Тюменской области на предмет нарушений трудового законодательства.

В «Сибуре заявили»: «В связи с некорректными публикациями в СМИ и социальных сетях о происшествии 15 июля с работниками компании-субподрядчика строительства комплекса «ЗапСибНефтехим» компания уточняет, что информация, основанная на слухах и «источниках» не соответствует действительности. В настоящее время юридическая служба компании изучает публикации в СМИ и социальных сетях на предмет соответствия законодательству. Предлагаем СМИ не оперировать непроверенной информацией и использовать ранее доведенный до общественности официальный комментарий компании».

 

Товарищ, я вахту не в силах стоять

Демонстративные акции отчаявшихся получить деньги рабочих на стройке «ЗапСибНефтехима» случались и раньше. В 2016 году один из строителей, Виктор Ларшин, зашил себе рот проволокой после двухмесячного ожидания зарплаты. «Нас ограничивают в питании, грозят выселить из общаги, не дают денег на дорогу, обращаются как с рабами», — утверждал он.

Рабочие на стройке трудятся вахтовым методом, рассказал тюменский эксперт, связанный с «Сибуром». «Вахта длится 90 дней. Люди живут в вагончиках на стройке и в близлежащих поселках. Чернорабочие — в основном граждане Казахстана и Киргизии. Крановщики, водители и другие среднеквалифицированные кадры — россияне из Омской и Курганской областей, Пермского края, Тюмени. На высокотехнологичных участках, где строятся гигантские химические установки, работают турки и европейцы. На каждом участке — отдельные компании-субподрядчики, так что предъявить претензии конечному заказчику «Сибуру» или генподрядчику невозможно», — рассказывает эесперт.

Об условиях жизни вахтовиков рассказал Кирилл Сергеев, активист профсоюза МПРА, работавший с омскими крановщиками. «Бань нет, куча комаров, спят в вагончиках по 15-20 человек. Техники безопасности — никакой. Но главная проблема — обман с зарплатой. Вахтовикам обещают платить по 60-70 тысяч в месяц. Для Омска это огромные деньги. Но реально платят тысяч по тридцать. Недовольных игнорируют. Иногда работодатель исчезает, не заплатив, бросая людей в тайге, за тысячи километров от дома», — отмечает собеседник.

Экономия на зарплатах, налогах и условиях труда — главный мотив вербовки дешевой рабочей силы в странах ближнего зарубежья и бедных регионах России. «У крупных работодателей вроде «Сибура» есть корпоративные стандарты по обеспечению социальными гарантиями. Но вахтовики числятся у компаний-субподрядчиков, многие работают без трудовых договоров.

Зарплата крановщиков и сварщиков на строительстве «ЗапСибНефтехима» — 30-40 тыс. рублей в месяц, но с нее не отчисляются социальные взносы, рабочим не предоставляют больничных, рассказывает тюменский эксперт. «О мигрантах и говорить не приходится. Им можно и вовсе не платить. Так часто и делают», — говорит он.

 

Резать вены и голодать

Невыплата зарплат — хроническая проблема строительной индустрии, базирующейся на труде мигрантов и запутанных цепочках субподряда. В мае 2018 года без зарплаты остались больше тысячи строителей газопроводов «Сила Сибири» и «Бованенково-Ухта», нанятые крупным подрядчиком «Газпрома» — ООО «СтройГазКонсалтинг» (подконтролен Газпромбанку). В апреле забастовали строители Антипинского НПЗ (подконтролен Дмитрию Мазурову, владельцу New Stream Group) в Тюменской области. Им задолжал подрядчик New Stream Group — ООО «СК Техинжстрой». В ХМАО за невыплату зарплат рабочим осужден Сергей Волков, гендиректор и владелец компании ООО «Роснефтесервис» — подрядчика «Роснефти» Игоря Сечина. Нефтеюганская межрайонная прокуратура установила, что он задолжал рабочим 400 тыс. рублей. Суд принял решение оштрафовать Волкова на 100 тыс. рублей.

По словам Григория Сивачева, организатора нескольких стачек метростроевцев в Москве, обману с зарплатой способствует сама специфика отрасли. «В строительной компании нет смысла держать большой штат постоянных сотрудников. Поэтому часто со строителями заключают не трудовой, а гражданско-правовой договор на срок выполнения подряда. Он не гарантирует больничные, отпуска, его легко расторгнуть. Если работа не понравилась заказчику, работнику ничего не заплатят. Особенно уязвимы приезжие. Того, кто качает права, могут выгнать из вагончика или общежития, выслать на родину. В маленьких городках, бюджет которых зависит от отчислений строительного бизнеса, полиция открыто выступает на стороне работодателей. Недавно в Подольске депортировали строителей, требовавших выплаты зарплаты», — считает Сивачев.

Заявить о своих проблемах мигранты могут лишь радикальными способами — устроить забастовку, бунт или членовредительство. Например, в мае 2016 года шестеро строителей, работавших на стройке в Ижевске, вскрыли себе вены в офисе инженерно-строительной компании «МТК Групп». Тогда же сотни шахтеров компании «Кингкоул» в Ростовской области объявили голодовку, требуя вернуть долги за два года. Такие акции происходят по несколько раз в год, говорят эксперты, но проблема остается. Только среди российских граждан трудоспособного возраста 40% работают без официальных договоров с работодателем, отмечает депутат Госдумы Олег Шеин. О мигрантах из СНГ и говорить не приходится.

«Обычно мигранты стараются избегать трудовых конфликтов. Но если проблемы все-таки начались, действуют активнее российских рабочих. Это связано не с национальными особенностями, а с положением, в которое они поставлены. Приезжие опасаются идти в полицию, прокуратуру, трудинспекцию, даже когда оформлены по закону. Долго ждать реакции руководства они тоже не могут — у них нет денежной «подушки безопасности», как у россиян», — отмечает профсоюзный активист Артем Алексеенко. По его словам, удивляться стоит не столько бунтам и забастовкам в строительном секторе, сколько тому, что они происходят сравнительно редко.

 

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Загрузка...
Таможенный брокер Гестион. Полный комплекс таможенных услуг, таможенное оформление, разрешение таможенных споров, консалтинг для участников ВЭД, перевозки грузов.