Авиационный протест

Пилоты и стюардессы протестуют: авиакомпания «Россия» хочет лишить их части льгот «за вредность», чтобы улучшить свои финансовые показатели. Работа авиаторов почти безвредна, поэтому доплаты и большой отпуск им не нужны, считает перевозчик.

5 сентября 2018 в 16:58 | Категория: Общество

Около тридцати пилотов и стюардесс авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») 4 сентября провели пикет в Московском районе Петербурга, требуя отменить результаты проведенной работодателем специальной оценки условий труда (СОУТ). «Россия» признала их труд практически безвредным, из-за чего они потеряют многие льготы.

Так, сейчас авиаторы получают материальные надбавки (до 24% к окладу), а также имеют право на повышенные отчисления в пенсионный фонд и на короткую (36-часовую) рабочую неделю. Плюс пилоты, отработавшие 500 летных часов, получают 70-дневный отпуск, а не 28 дней отдыха, как остальные трудящиеся. А выйти на пенсию авиаторы могут после того, как налетают 6 тысяч часов. Максимальная пенсия назначается после 10 тысяч летных часов. Некоторые пилоты становятся пенсионерами уже в 35 лет. Бортпроводницы могут претендовать на пенсию в 45 лет при наличии 7,5 года полетного и 15 лет страхового стажа.

Эти льготы, действующие с 1986 года, объясняется тяжелыми условиями труда авиаторов. Но владельцы авиакомпаний утверждают, что с советских времен труд летчиков стал легче, а значит, дополнительный отдых им не нужен, заявил еще в 2012 году гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в письме к экс-министру транспорта Игорю Левитину. Спор об отмене льгот затянулся, и только к 25 августа Минтранс, Минтруд и работодатели пришли к соглашению: предоставить авиаторам лишь 7 дней дополнительного отпуска, вопреки позиции профсоюзов летчиков, отстаивающих советские стандарты. Окончательное решение власти планируют принять 7 сентября на заседании трехсторонней комиссии.

 

СОУТ высокого давления

Мотивация работодателя понятна: сокращение льгот для сотрудников позволит «России» снизить издержки и улучшить финансовые показатели компании. «Россия» свои квартальные финансовые результаты не раскрывает, но ее материнская компания «Аэрофлот» во втором квартале 2018 года получила убыток в 7,2 млрд рублей против прибыли в 2,3 млрд за тот же период 2017-го.

По словам сотрудников «России», администрация требует, чтобы они подписали дополнительные соглашения к трудовым договорам, закрепляющие новые условия труда. «Мне сказали: «Не хотите подписывать? Сейчас мы отправим вас в отдел кадров и в течение двух месяцев с вами распрощаемся». Я подписала. Иначе потеряю работу», — рассказала участница пикета, стюардесса «России».

Пилот Константин, также работающий в этой авиакомпании, уверен, что сокращение отпусков приведет к массовой миграции российских летчиков за рубеж. Проблема оттока кадров стала актуальной в 2017 году, когда российские пилоты начали массово переходить на работу на китайские авиалинии. «Многие мои коллеги ушли работать в Китай. Впечатления у них замечательные. Например, они могут выбрать график «три недели через две»: полгода работаешь — полгода отдыхаешь. При этом их зарплаты в 4-5 раз выше, чем в России», — рассказывает Константин. Пилоты «Аэрофлота» получают от 200-650 тысяч рублей, а базовая ставка пилота в китайской Sichuan Airlines — $20,4 тысячи (1,27 млн рублей) в месяц, не считая бонусов, в Chendu Airlines — $18,6 тысячи, в Vietnam Airlines и Korean Airlines — $12 тысяч. Эти авиакомпании переманивают персонал из России и СНГ.

 

В итоге российские авиакомпании столкнулись с дефицитом пилотов, и 16 августа «Россия» объявила о наборе иностранных командиров воздушных судов. Но председатель первичной организации профсоюза летного состава Игорь Морозов сомневается, что иностранцы пойдут на российские авиалинии. По его словам, восполнить дефицит летных кадров «Россия» пытается, принимая на работу выпускников российских летных училищ, не имеющих ни опыта, ни дополнительной подготовки. Престиж профессии снижается, а отмена льгот за вредность усугубит проблему, считает Морозов.

 

Нелетные условия

Из-за дефицита летного состава пилоты стали работать больше, чем раньше. И теперь работодатель подумывает об увеличении нормы полетных часов с 900 до 1000 в год, чтобы сократить доплаты за переработку, говорят пилоты. «Офисные клерки работают пять дней в неделю, в выходные и праздники они отдыхают. Мы работаем на 15-20 дней больше, чем обычные люди, даже с учетом дополнительного отпуска. Все вредные факторы, которые были в советское время, есть и сейчас. Бизнес просто пытается сэкономить средства за счет здоровья летных экипажей», — уверен пилот Константин.

Пенсионер Анатолий Янушевский, проработавший летчиком 42 года, считает, что проведенная СОУТ не берет во внимание главный фактор, влияющий на состояние пилота: «После посадки еще около полусуток не отпускает напряжение. При штурвальном полете у летчика всегда испарина между лопаток, независимо от класса и типа самолета. Летчик — как пианист, здесь иногда одна секунда решает все».

Российская методика оценки условий работы летчиков некорректна, уверен Игорь Морозов. Например, проверяющие, которые проводили СОУТ, не обнаружили на рабочих местах пилотов и бортпроводников ни повышенной радиации, ни сильного шума, ни слишком сухого воздуха в салоне самолета, не учли фактор смены часовых поясов. При этом иностранные авиакомпании учитывают эти факторы при оценке условий работы своих сотрудников. Профсоюзы проводят экспертизу результатов СОУТ и по ее окончании оспорят результаты в суде, сообщил Морозов.

В авиакомпании «Россия» не смогли оперативно предоставить комментарий по запросу издания.

Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...