Один за троих: в бюджете нет денег на серию стратегически важных паромов

Росморпорт объявил 5-миллиардный тендер на строительство нового парома для линии Усть-Луга — Балтийск. По этому маршруту государственной важности, позволяющему обойти железные дороги входящих в НАТО стран Балтии, паромы повезут военные грузы, сырье и оборудование для АЭС в Неманском районе Калининградской области.

22 мая 2018 в 19:01 | Автор: | Категории: Экономика

На линии «Усть-Луга — Балтийск» до апреля 2018 года работало три парома — все с высоким износом и требуют замены. Два — 28-летний «Балтийск» и 32-летний «Петербург» — принадлежат компании «БФИ», которую контролирует ОАО «РЖД» через мальтийский Black Sea Ferris Limited. Третьим судном, 28-летним «Амбалом», управляет группа компаний «АнРуссТранс».

 

Министерский паром

Новые паромы, согласно конкурсной документации, должны стать длиннее и шире. Так, длина нового судна увеличится на 10 метров, до 200 метров, а ширина на 5 метров — до 27,4 метра. При этом грузовместимость судна существенно не вырастет, так как дополнительное место займут топливные резервуары для СПГ: паром будет ходить как на газу, так и на дизеле. Головное судно предполагается построить за 2,5 года, к ноябрю 2020-го. Стоимость проектирования и строительства ФГУП «Росморпорт» оценивает в 5,1 млрд рублей. Пока источник финансирования один — федеральный бюджет. Рассматривается также возможность привлечь частных инвесторов, но еще никто из них не проявил заинтересованности в этом проекте.

Заказчиком строительства выступит «Росморпорт», он же будет эксплуатировать паром и окупать его эксплуатацию. Как утверждают источники МГ в судостроительной отрасли, живой интерес к строительству данного парома проявляет Невский судостроительно-судоремонтный завод (ССЗ), расположенный в Шлиссельбурге. Верфь не входит в федеральную ОСК, ее капитал разделен между несколькими оффшорными структурами и ООО «Озерная верфь» (контролирует 50,01% капитала завода). Основной владелец (55,67%) «Озерной верфи» — Владимир Касьяненко, который в прошлом был партнером по бизнесу замминистра транспорта, руководителя Росморречфлота Виктора Олерского. Источники МГ склоняются к тому, что Невский ССЗ имеет хорошие шансы на победу в конкурсе. На Невском ССЗ не ответили на вопросы МГ.

 

Желающих не видно

По данным закупочной документации, «Росморпорт» должен выбрать завод к 8 июня. Источник МГ в ОСК допустил, что в конкурсе примет участие один из заводов корпорации. Но какая именно верфь заявится на тендер, пока не ясно. «Надо внимательно изучить конкурсную документацию и определить, какой завод обладает достаточными производственными мощностями для такого парохода», — пояснил собеседник МГ.

Впрочем, по мнению экспертов, может сложиться ситуация, при которой на строительство судна желающих не найдется. Собеседник МГ в ОСК считает, что построить двухсотметровый паром на СПГ за 5,1 млрд рублей можно, только насытив его дешевым китайским оборудованием. Другой источник в ОСК уверен, что за эти деньги в принципе невозможно построить паром, не уйдя в убытки. «Одни танки для СПГ обойдутся в €12 млн (более 840 млн рублей)», — отмечает он.

Более того, мощностей Невского ССЗ недостаточно, чтобы собрать паром целиком до спуска на воду. «Его придется сварить из двух частей уже на воде», — отмечает источник МГ. «В этом нет ничего невозможного, но эта операция крайне сложна, она потребует квалифицированных специалистов и существенно скажется на стоимости всего строительства», — говорит эксперт.

По первоначальной идее на линии к концу 2020 года должно было появиться три современных судна на СПГ. Судостроители утверждают, что для регулярной работы паромной переправы необходимо хотя бы два парома. Однако пока нельзя быть полностью уверенным в том, что будет создано хотя бы одно такое судно. Бюджет сегодня в состоянии закрыть создание только одного такого изделия. Экономическая целесообразность проекта пока не очевидна. А браться за строительство одного головного судна по новому проекту без продолжения серии, к тому же по минимальной цене, — крайне рискованное дело для любого завода.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Загрузка...
Экспертный Консалтинг