Фото: f10.pmo.ee

Бастуют все! Авиакомпании обеднели на €2 млрд

Авиакомпании мира за полгода 2018-го потеряли €2 млрд из-за забастовок пилотов и дефицита летного состава. В России потери превысили €10 млн — это втрое больше, чем год назад. Второе полугодие принесет как минимум не меньшие потери, считают эксперты.

30 июля 2018 в 17:31 | Автор: | Категории: Экономика

Фото: f10.pmo.ee

В первом полугодии 2018 года мировые авиакомпании заплатили пассажирам €2 млрд млн евро компенсации за задержку рейсов — это на 26% больше, чем за тот же период 2017-го, подсчитали в компании AirHelp. Долг авиакомпаний российским пассажирам вырос почти в три раза и превысил €10,2 млн.

Из-за задержек и отмен рейсов, а также овербукинга в мире пострадали 4,5 млн пассажиров (на 40% больше, чем годом ранее). Из них 28 тысяч — в России, где число пассажиров, не улетевших вовремя выросло в три раза.

 

Пилоты не хотят летать

Одна из причин такого резкого роста взысканий с авиакомпаний в том, что в 2018 году Европейский судом принял постановление, обязывающее перевозчиков нести ответственность за забастовки своих сотрудников. Пассажиры отмененных рейсов на короткие расстояния могут претендовать на компенсацию в размере €250, на дальних рейсах — €600.

Число протестов сотрудников авиакомпаний растет, так как из-за нехватки пилотов летному составу приходится увеличивать нагрузку, поясняет председатель Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжов.

Например, в мае 2018 года авиакомпания Brussels Airlines отменила 75% рейсов в связи с двухдневной забастовкой пилотов (14 и 16 мая). Они требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда. Акция протеста затронула 557 рейсов и 60 тысяч пассажиров. Авиакомпания предложила им бесплатно поменять даты вылета либо отменить бронь с полным возмещением стоимости билетов. Финансовые потери Brussels Airlines за два дня забастовки составили €10 млн.

Работники Air France устроили в 2018 году целую серию забастовок — с февраля по май. Они требовали повышения зарплаты. Каждый раз авиакомпания из-за этого отменяла по 20-30% рейсов. В итоге эти акции обошлись Air France в €400 млн, к тому же общий пассажиропоток компании сократился на 8,7%.

В середине прошлой недели, 25 и 26 июля, бастовали пилоты и бортпроводники ирландской Ryanair, и ей пришлось отменить более 600 рейсов в Бельгии, Испании и Португалии. Авиаперевозчик заявил, что не будет выплачивать компенсацию за отмену полетов 50 тысячам пострадавших пассажиров. Ryanair лишь предложила им обменять билеты на другие даты или вернуть деньги.

 

Штурвалы пустуют

В России забастовок пилотов не было, здесь задержки рейсов связаны с другими причинами — с нехваткой пилотов. Например, «Аэрофлоту» для удовлетворения кадрового голода и заполнения штата на новых приобретаемых самолетах требуется 800-900 пилотов, подсчитали в ШПЛС.

Дефицит пилотов — общемировая проблема, отмечают в корпорации Boeing. Она прогнозирует, что в ближайшие 20 лет авиакомпаниям мира понадобится дополнительно 790 тыс. новых пилотов. Из них в Азиатско-Тихоокеанском регионе 261 тыс., в Северной Америке — 206 тыс., в Европе — 146 тыс., на Ближнем Востоке — 64 тыс., в Латинской Америке — 57 000, в Африке — 29 тыс., в России и Центральной Азии — 27 тыс. человек.

России негде взять кадры не только для пополнения, но и для омоложения летного состава, говорит Игорь Дельдюжов. Учебные заведения в РФ выпускают недостаточно специалистов, да и зарплаты летчиков в России сильно уступают зарубежным. Российская гражданская авиация проигрывает конкуренцию бурно растущему авиарынку юго-восточной Азии. Так, базовая ставка пилота в китайской Sichuan Airlines — $20,4 тыс. (1,27 млн рублей) в месяц, не считая бонусов, в Chendu Airlines — $18,6 тыс., в Vietnam Airlines и Korean Airlines — $12 тыс. Эти авиакомпании переманивают персонал из России и СНГ.

Иностранные перевозчики тоже страдают от нехватки кадров: например, авиакомпании Emirates и Qantas уже не раз заявляли, что не в состоянии на 100% задействовать имеющийся у них самолетный парк, так как не успевают нанимать и обучать новых сотрудников.

Между тем пассажиропоток на мировых авиамагистралях растет: по оценке аналитической компании Forward Keys, в 2017 году он увеличился на 7%, до 1,2 млрд человек, в 2018 году эксперты прогнозируют увеличение еще на 10%.

Это означает, что проблемы с нехваткой сотрудников обострятся, а значит, повысятся и их протестные настроения, считают эксперты. То есть стоит ожидать увеличения числа задержек и отмен рейсов из-за забастовок пилотов и дефицита кадров.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Загрузка...
Таможенный брокер Гестион. Полный комплекс таможенных услуг, таможенное оформление, разрешение таможенных споров, консалтинг для участников ВЭД, перевозки грузов.