Комитет гражданской авиации Казахстана позволил «Уральским авиалиниям» летать в Алматы — в авиаперевозках между Россией и цeнтpaльнoaзиaтcкой республикой сложился квартет: «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии» представляют РФ и «Эйр Астана» и авиакомпания Scat — Казахстан.
Рейсы из аэропорта Жуковский «Уральские авиалинии» запустят 24 декабря — пять раз в неделю, с понедельника по пятницу.
Взамен Россия может разрешить казахстанской авиакомпании «Эйр Астана» летать над Россией без роялти.
Справка МГ: Транссибирский маршрут — кратчайший авиационный путь из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. С 1970 года иностранные компании платят за полеты над Сибирью. Средства с тех пор получает «Аэрофлот». Ежегодная сумма роялти может достигать $800 млн.
Роялти не позволили «Эйр Астане» с 27 марта 2017 года открыть регулярное сообщение Астана — Улан-Батор: казахстанский борт должен был пролететь около 300 км через воздушное пространство РФ.
С весны 2016 года авиационные власти России и Казахстана договариваются о бесплатном использовании «Эйр Астаной» транссибирского маршрута для рейсов в Монголию и Японию.
Росавиация заявляла о готовности отменить роялти в обмен на предоставление посадочных мест в пользу «Аэрофлота». Такое требование Казахстан посчитал неравноправным и снижающим конкурентоспособность национального авиаперевозчика.
Отмены пролетных платежей уже давно добиваются европейские авиакомпании. Большинство западных стран — участники Чикагского соглашения о принципах свободы воздушного пространства, которое запрещает им взимать плату за пролет над своей территорией. К этому коллективному хору недовольных не мог не присоединиться Казахстан.
«Всей этой истории с «Уральскими авиалиниями» есть очень простое объяснение: Комитет гражданской авиации выбил для «Эйр Астаны» право летать в Улан-Батор и Токио по транссибирским трассам без роялти. Поэтому в ближайшее время стоит ждать презентации рейсов из Казахстана в Монголию и Японию», — предположил на условиях анонимности представитель гражданской авиации Казахстана.