Фото: customs.news

Таможня узаконила проблемы

В сентябре вступят в силу изменения в закон РФ о таможенном регулировании, которые приводят российское законодательство в соответствие с Таможенным кодексом ЕАЭС и должны упросить таможенный документооборот. Но участники рынка не верят в улучшения.

9 августа 2018 в 14:19 | Автор: | Категории: Бизнес, Власть

Фото: customs.news

«Строго говоря, закон должен был быть принят год тому назад. К сожалению, Правительство РФ опоздало с внесением данного закона в Государственную думу, и поэтому реально в эту сессию пришлось очень серьезно работать — вместе с бизнесом, с правительством, экспертами в течение нескольких месяцев отрабатывали текст», — говорил председатель Комитета по бюджету и налогам ГД Андрей Макаров.

Итоговый документ получился объемным — 983 страницы. Закон создает условия для упрощения таможенных процедур: вводит приоритет электронных технологий над бумажным документооборотом, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) стимулируют применять механизмы единого окна.

 

До одного дня

Закон предусматривает возможности применения месячной отсрочки при уплате таможенных платежей для любых категорий товаров при условии внесения соответствующего обеспечения. Также расширяются возможности для автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров. С 90 до 60 дней сокращены сроки принятия предварительных решений по классификации товаров, с 10 до 1 дня сокращен срок проведения таможенного досмотра. Устанавливаются предельные сроки проведения таможенных экспертиз — четыре месяца, а для камеральных таможенных проверок — 90 дней.

Закон дает возможность использовать новый механизм уплаты таможенных платежей в интернет-торговле с помощью единого оператора и в отношении всех товаров. Планируется, что требования к операторам таможенных платежей установит Правительство РФ. Пока эти подзаконные акты не приняты.

Нововведения будут вступать в силу постепенно. Основные положения закона — через месяц после подписания. Так, с 1 января 2019 года начнут применяться нормы, которые касаются организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков. Летом следующего года заработают таможенные процедуры свободного склада. С 2020 года — положения об электронной форме консультирования. С 2022-го появится возможность обжаловать бездействие таможенных органов в электронной форме.

 

Ускорения не получится

Участники рынка скептически настроены в отношении нового закона. «Конечно, сокращение сроков проведения проверочных мероприятий, оказания государственных услуг — это позитивные для бизнеса новеллы закона. Но насколько это отразится на упрощении процедур, покажет практика. Например, о реальном сокращении сроков принятия предварительных решений по классификации товаров можно будет судить по количеству запрошенной дополнительной информации для принятия таких решений. Таможенные органы имеют право запрашивать дополнительную информацию и документы, эти запросы могут носить самый обширный характер, из-за чего процессы вполне легально задерживаются. Все будет зависеть о того, как таможенная служба организует процесс принятия предварительных решений», — считает руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина.

Олег Казеннов, эксперт в области таможенного дела, уверен, что серьезного эффекта закон не даст: «Документ закладывает тренд на сокращение сроков. Но всерьез рассчитывать, что они будут соблюдаться, —– это утопия. В законе нет ответственности должностных лиц за несоблюдение этих сроков. В Таможенном кодексе заложен срок в 4 часа на выпуск товаров, по факту это практически нигде не соблюдается. Примеров этому масса».

Директор департамента таможенного оформления транспортной компании FM Logistic Елена Парамонова более оптимистична: «Электронный документооборот должен значительно упростить некоторые операции, сократив таким образом сроки процедур. Через личный кабинет теперь будет осуществляться подача заявления на возврат авансовых платежей, получение подтверждения фактического вывоза товаров и многое другое. Личный кабинет функционирует уже несколько лет, но его функционал ограничен. Надеемся, что с появлением этого понятия в новом законе функционал кабинета расширят, и участники ВЭД смогут в онлайн-режиме получать отчеты о расходовании денежных средств, подтверждения фактического вывоза товаров с территории ЕАЭС, подавать заявления на возврат денежных средств».

 

«Горестно не понимаем»

Юлия Шленская, президент группы компаний «КВТ», надеется, что новый закон позволит таможенным представителям подавать заявления на получение предварительных классификационных решений за своей электронной цифровой подписью. Это значительно упростит и ускорит документооборот с ФТС.

Однако она обращает внимание на нестыковки в документе: «Горестно не понимаем следующего: непонятно, почему статься 16 нового закона не предполагает получение классификационных решений ФТС по нескольким контрактам, в то же время пункт 7 статьи 103 допускает оформление компонентов по нескольким контрактам в случаях, определяемых постановлением правительства РФ».

«Для реализации заложенных в закон замыслов потребуется не один год и очень много бюджетных средств, учитывая низкий уровень развития информационных технологий в таможенных органах и фактическое отсутствие реального электронного документооборота», — прогнозирует Петр Лесников, управляющий партнер «Лесников и Партнеры» (юрфирма представляет интересы участников ВЭД в спорах с таможенными органами).

По его мнению, введение электронного документооборота не изменит ситуацию в таможне, так как она зависит от отношения сотрудников ведомства к делу. А они чаще придумывают основания для отказа в исполнении услуги, чем способы повышения качества этих услуг. «Нужно менять саму таможню и ее должностных лиц, начиная с руководителей, которые не способны работать в новых условиях», — полагает Лесников.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Загрузка...
Таможенный брокер Гестион. Полный комплекс таможенных услуг, таможенное оформление, разрешение таможенных споров, консалтинг для участников ВЭД, перевозки грузов.