Денег нет, вы уволены. В регионах идут массовые сокращения бюджетников

Исполнение предвыборных обещаний президента Владимира Путина об улучшении жизни россиян вызвало массовые сокращения персонала в госсекторе. У регионов нет денег на выполнение распоряжения Путина о повышении МРОТ до прожиточного минимума к маю 2018 года. Спасая региональную казну от разорения, бюджетные учреждения массово сокращают персонал и переводят сотрудников на неполную занятость, чтобы не платить им больше. Правительство РФ, возглавляемое Дмитрием Медведевым, не готово полностью компенсировать затраты на повышение МРОТ.

4 июня 2018 в 14:25 | Автор: | Категории: Власть

Владимир Путин еще в марте подписал закон РФ о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума (11163 рубля) с 1 мая 2018 года. До этого, с 1 января 2018-го, МРОТ подрос до 9489 рублей (был 7800 рублей).

 

Адские цифры

Минфин подсчитал, что повышение МРОТ коснется 5 млн человек по всей стране, для этого в 2018 году регионам придется найти 40 млрд рублей — в среднем по 666 рублей в месяц на каждого бюджетника.

Субъекты РФ заявили, что у них средств нет, и им перечислили 36 млрд рублей из федерального Резервного фонда.

Но оказалось, что расчеты Минфина сильно занижены, и денег нужно намного больше. Сколько — никто не знает.

Глава Мурманской области Марина Ковтун, выступая в мае на Петербургском международном экономическом форуме, заявила, что регион уже потратил на повышение МРОТ 1,7 млрд рублей, но нужно еще 2 млрд. В Карелии на запрос МГ ответили, что потребности бюджета республики для повышения МРОТ в 2018 году — 1,6 млрд рублей. Весной Карелия получила два транша из федерального бюджета общей суммой 777,2 млн рублей. Вологодской области бюджет РФ выделил 400 млн рублей из необходимых ей 1,5 млрд, Коми — 758 млн из 3 млрд, Якутии — 1,5 млрд из запрошенных 4 млрд рублей.

«Губернаторы в панике. Мурманская глава, видимо, настолько впала в отчаяние, что громко об этом возопила и теперь, скорее всего, получит по шапке. Другие пытаются тихо выпрашивать дополнительные деньги у Минфина», — описывает настроения региональных элит член совета Конфедерации труда России, в прошлом замминистра труда РФ Павел Кудюкин.

 

Суровый север

Еще хуже положение в регионах, где действуют климатические надбавки. В частности, на севере страны. В декабре 2017 года Конституционный суд РФ потребовал изменить практику расчета МРОТ в северных районах. Раньше климатические надбавки включали в региональный МРОТ, но судьи заявили, что их нужно плюсовать к этому нормативу. В итоге теперь в некоторых регионах сумма «МРОТ плюс северные» в разы больше, чем средняя минимальная оплата по стране. В Карелии эта сумма достигает 24,6 тыс. рублей в месяц, в Архангельске — 15,6 тыс., в Мурманске — 18 тыс. Повышающие коэффициенты увеличивают в 2-3 раза номинальные зарплаты на Чукотке, Камчатке, в Якутии, Магадане, Ямало-Ненецком округе и ХМАО. Из-за этого северным регионам не хватает гораздо больше денег для выполнения президентских обещаний, чем в остальных субъектах.

Вдобавок с 2017 года Минфин стал по-новому рассчитывать федеральные дотации на бюджетное выравнивание (регионы получают их, когда бюджетный дефицит начинает угрожать выполнению социальных обязательств). Раньше при расчете дотаций учитывали местные факторы, удорожающие жизнь (например, дорогую логистику для удаленных территорий и т.д.). Теперь в расчет принимаются средние цифры по стране. В итоге, например, в Архангельске по методике Минфина фонд оплаты труда в системе образования на 25% ниже, чем предусмотрено местными нормативами, утверждает архангельский губернатор Игорь Орлов.

 

Уволить и поделить

Регионы не получат полный объем компенсации для повышения МРОТ, полагает завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. «Больше всех пострадает Якутия, получавшая самые большие дотации. С 2019 года от старой методики расчета северных надбавок откажутся полностью, и тогда регионам будет трудно. Можно поднять зарплаты единовременно, но затем их надо поддерживать. А для этого разовых вливаний недостаточно», — поясняет он.

Впрочем, региональные чиновники не в первый раз сталкиваются с невыполнимыми распоряжениями и придумали, как создать видимость их выполнения. Например, они массово сокращают бюджетников с низкой зарплатой, переводят их на неполный рабочий день или выводят на аутсорсинг.

Так, в образовательных учреждениях Архангельска в 2018 году сократили 298 человек, а 604 перевели на неполный рабочий день. «Им оставляют тот же объем работы и зарплату, которая была до 1 января, — 7800 рублей. Но работают они уже не по семь, а по пять часов в день. В итоге можно не повышать зарплаты до нового МРОТ», — отмечает председатель Профсоюза работников образования Архангельской области Александр Торопов.

Теми же способами регионы добивались и формального выполнения майских указов президента: например, в больницах массово увольняли персонал, а нагрузку и зарплату перераспределяли между оставшимися сотрудниками. В итоге чиновники смогли отчитаться об увеличении доходов этих медработников, которые трудились чуть ли не круглосуточно.

Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости Lentainform
Загрузка...
Таможенный брокер Гестион. Полный комплекс таможенных услуг, таможенное оформление, разрешение таможенных споров, консалтинг для участников ВЭД, перевозки грузов.